Безопасный вариантЛето 2020 года в России обещает стать прорывным с точки зрения внутреннего туризма. Коронавирусные ограничения вроде бы снимают, но рисковать и куда-то ездить за границу хотят немногие. Люди все чаще интересуются домами на колесах, с помощью которых можно устроить незабываемое путешествие с друзьями или семьей: в самом деле, грузи в кабину всю поклажу и отправляйся куда хочешь. Правда, доступно такое удовольствие далеко не всем.— Это не удивительно, что спрос растет. Дома на колесах — это очень круто. Незабываемые впечатления от путешествия и для детей, и для взрослых, — делится с корреспондентом «КП-Самара» разработчик подобных машин Иван Левшич. — Тем более что сейчас из-за пандемии небезопасно ездить на поездах, куда-то летать на самолетах, особенно возрастным людям. Риск заразиться по-прежнему есть. Желательно отправиться куда-нибудь со своими близкими.Иван является представителем компании «Автокемпер Пром». В столице 63 региона у них расположен опытно-экспериментальный цех, где занимаются созданием и улучшением жилых модулей на автомобили. Готовые модели производят уже в Коломне на базе бывшего завода «Текстильмаш».Задача разработчиков — проработать все детали для мелочей. Здесь должны быть спальные места — 2, 4 и даже 8 мест, кухня, газовая плита, вытяжка, санузел со съемной капсулой, душевая кабина. Специалисты проводят в транспортном средстве электричество, подключают к нему газовый баллон, ставят бак с водой — обычно это около 100 литров. Подобные характеристики, к примеру, есть у модели Helix4200 — одного из первых отечественных автодомов, производством которого занимались в «Автокемпере».За техническую составляющую отвечает целая группа специалистов. Одни занимаются электрикой, другие мебелью, третьи смотрят, как будет обустроен санузел. Важна каждая мелочь, любой проводочек.В Германии любят «Гранту»Как рассказал Иван, модули делают на различные пикапы. Также совместно с компанией «Люкс Форм» они разработали автодома на базе «Лады Гранты» и «Лады Нивы». Подобные кемперы можно отнести к виду полуинтегрированных, где за основу берется только шасси, а не стандартный кузов от производителя. Помимо таких, есть полностью интегрированные караваны, где кабина слита с жилой зоной, и так называемые «дачи на колесах» — это все, что прицепляется.Наш собеседник отмечает, что, к сожалению, создание и использование таких универсальных ТС у нас в стране развито не очень хорошо. Причины очевидные.— В первую очередь, это цена. Новый автокемпер стоит 4-5 миллионов рублей, не каждый рискнет сделать такую покупку, — говорит Левшич. — Поэтому, как правило, такие машины покупают либо очень богатые люди, либо авантюристы. Хотя обслуживание автодома не самое дорогое. Как обычный автомобиль, плюс на инженерные системы уходит около 25 тысяч в год.За границей дела обстоят иначе. Там обустроены специальные кемпинги, предназначенные как раз для автопутешественников. Они могут быть в полях, на побережьях, как платные, так и нет. Бывают места прямо в черте города — в частности, такие есть в Дрездене и Мюнхене. К слову, именно в Германии пользуется спросом автодом на основе «Гранты».— В Европе сотни тысяч караванеров. У нас — порядка полутора тысяч. В год реализуются всего около 20-25 машин таких, — продолжает Иван.Надежды естьИз-за заоблачных цен некоторые находчивые люди сами переделывают свои авто под кемпер. Но это не всегда законно. Так, в прошлом году полицейские завели административное дело на жителя Тольятти, который переоборудовал свой микроавтобус в дом на колесах. Как оказалось, подобные изменения нужно вносить через ГИБДД, официально, а в данном случае мужчина этого не сделал.Если же купить автодом по понятными причинам возможности нет, то его можно взять в аренду. В среднем по стране цена тоже немаленькая — это примерно 15 тысяч за сутки. Плюс оплата парковок, кемпингов, если вы такой найдете, продуктов и развлечений. Так что в любом случае думать о деньгах приходится.Но тем не менее прогресс есть. Российские караванеры стараются общаться между собой.— В Москве даже есть «Лига караванеров», участники которой кооперируются между собой и делают совместные выезды на природу, — добавляет эксперт.По словам мужчины, «бум» на дома на колесах был 15 назад, когда они стоили от 400 тысяч рублей до 1 миллиона:— Хочется верить, что сейчас это вернется. Интерес точно есть. И впечатлений от таких путешествий гораздо больше, чем от поездок куда-то с чемоданом. Тем более что у нас очень много красивых мест, которые непременно нужно посетить!Надежды на улучшение есть. Главное, чтобы появились возможности.