Общество22 марта 2021 8:00

Остановить экологическую катастрофу: что может стать альтернативой «пластмассовому миру»

Эксперты рассказали об альтернативах пластику, технологических инновациях и новых сферах применения «старого» алюминия
Вторично перерабатываемые материалы могут спасти планету. Фото предоставлены пресс-службой «Арконик СМЗ».

Вторично перерабатываемые материалы могут спасти планету. Фото предоставлены пресс-службой «Арконик СМЗ».

Пластиковую посуду ставят в игнор

В Европе в 2020 году объявили бой пластиковой посуде и упаковке. Главная претензия к этим достижениям цивилизации - их невозможно переработать, использовать повторно, или же сделать это слишком сложно. Уже летом 2021 года полностью запретить пластиковую посуду планируют в Чехии, в ближайшие годы отказываться от пластиковых изделий планируют и другие страны Евросоюза, такие как Франция и Германия. В России вопросом тоже серьезно озаботились, с предложением о запрете пластиковой посуды выступила вице-премьер Виктория Абрамченко. Она отметила, что сегодня государство должно стимулировать переработку отходов и уже к 2030 году власти планируют убрать из общей массы отходов 50% вторичных ресурсов, в итоге половину мусора не придется отправлять на полигоны. Эти решения могут показаться преждевременными – но только людям, которые не слишком хорошо следят за вопросами экологии. Мусор, вернее его переизбыток на планете, уже давно стал глобальной проблемой человечества. Мир упаковки и неразумного потребления неминуемо превращает Землю в один большой мусорный полигон, и экологи говорят о необходимости использования материалов, которые можно перерабатывать и использовать дважды, трижды, но задуматься об этом нужно было уже несколько десятков лет назад.

- Альтернатива – многоразовые пакеты, продукты с минимумом упаковки и использование других материалов, например, биопластика, бумаги или алюминия. Уже сегодня многие крупные мировые бренды переходят на упаковку из алюминия – вот этот материал может быть вовлечен в многократное использование практически на 100%, - рассказывает эколог Михаил Андреев.

Альтернатива в металле

Алюминий многие эксперты сегодня называют одним из возможных спасителей экологии. О его более широком применении в пищевой промышленности и не только говорят все чаще. И инициативы производителей находят отклик у покупателей: например, по оценкам крупнейших пивоваренных компаний, в минувшем году в 2,5 раза вырос спрос на баночные пенные напитки. Если сегодня взглянуть на полки магазинов, можно заметить, что упаковка в виде банок занимает все больше полок, потеснив даже стекло.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Большинство алюминиевых банок, которые вы встречаете на полках магазинов, сделано из прокатной продукции Самарского алюминиевого завода («Арконик СМЗ»,с 2005 года входит в глобальную корпорацию Arconic).Предприятие обеспечивает металлом производителей банок в России практически на 100%, более трети объемов поставляет потребителям в страны СНГ и Европы. В Европе СМЗ – один из лидеров по объемам производства баночной ленты, в России же ее больше никто не производит.

-Важно, что алюминиевая упаковка безопасна для здоровья и помогает сохранить свежесть продукта. Какой может быть такая упаковка? Любой. Это и касалетки – одноразовая посуда из пищевого ламинированного алюминия, ламистеры - полужесткие алюминиевые контейнеры с гладкими стенками, сверху контейнеры запаивают термоусадочной пленкой или крышками из фольги. Главное достоинство такой тары – абсолютная стойкость к очень высоким температурам, благодаря чему продукты, упакованные в нее, можно стерилизовать в специальных автоклавах, - отмечает Наталья Куденкова, руководитель сектора «Товары народного потребления» Алюминиевой Ассоциации.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Алюминиевые банки содержат 73% материалов вторичной переработки. Сравните это с данными для пластиковой – 6% и стеклянной бутылки – 23%. В литой алюминиевой посуде на 95-100% используются вторичные сплавы.

Эксперты уверены, что алюминий может иметь более широкое применение и в других отраслях. При этом появляются и дополнительные плюсы для экологии. Например, использование этого материала в корпусах автомобиля делает их легче и позволяет снизить потребление бензина, а значит, и объем выхлопных газов. Только 1 килограмм алюминия в автомобиле сокращает выбросы на 26 килограммов в течение всего жизненного цикла авто.

- Переход со стальных корпусов на алюминиевые возможен, такие работы ведутся сегодня. Испытания показали, что этот материал способен обеспечить жесткость и прочность кузова не хуже стали и обеспечивает большую безопасность для водителей. Однако в России пока что это остается в основном разговорами и внедряется в очень малой доле, в основном, сегодня это применяется в цистернах, тяжеловесной технике, где выигрыш даже в 10% веса – уже огромное преимущество, - рассказывает автоэксперт Андрей Симонов.

К слову, во многом это стало возможным благодаря инновационным разработкам Самарского завода. Их сплав применяется при производстве первых в России автоцистерн для перевозки топлива и сыпучих грузов, которые на 25-30% легче традиционных аналогов. Толщина их стенок всего 5 мм при тех же параметрах прочности. За счет снижения веса экономия топлива достигает почти 6% на тонну перевезенного груза.

В целом, алюминий и любые сплавы на его основе характеризуются легкостью, прочностью и коррозионной стойкостью. Многие мировые производители уже имеют в своей линейке модели авто с алюминиевым кузовом. Кроме того, рынок постепенно завоевывают электромобили, при проектировании которых основной задачей является снижение веса, и решить ее может применение алюминия.

- Экологичность – это глобальная тенденция. Ожидается, что через пять лет использование алюминия в мировом автомобилестроении возрастет на 40-50 процентов. В США наша компания является ведущим поставщиком автолистов для производства легких, безопасных и экономичных машин. Эта разработка дала начало исторической трансформации всей отрасли, - добавляет представитель «Арконик СМЗ»

Меньше углеродного следа

Как отмечают эксперты, самый большой плюс использования алюминия в том, что он легко вовлекается в переработку без потери качества.

75% всего алюминия, произведенного за 130 лет существования алюминиевой промышленности, до сих пор находится в обороте. И это уже превращается не в инициативу предприятий, а в обязательное требование.

- На «Арконик СМЗ» мы обязательно вовлекаем отходы своего производства. В частности, в прошлом году модернизировали одну из плавильных печей, чтобы повысить объем использования внутренних отходов. Остатки алюминиевой ленты, которые образуются при производстве банки для напитков у наших заказчиков, тоже поступают к нам и снова становятся основой для баночной ленты, - отмечает специалист самарского предприятия.

И далеко не самый известный факт: при вторичной переработке достигается не только снижение количества отходов. Использование переработанного алюминия сохраняет до 95% энергии, необходимой для производства изделия из первичного сырья — это снижает загрязнение водных ресурсов и нагрузку на мусорные полигоны. Объем выбросов парниковых газов при производстве вторичного алюминия составляет 5% от количества выбросов при выпуске первичного алюминия. Впрочем, переработка пластика приносит также много плюсов, но огромная проблема состоит в том, что этому процессу подлежат далеко не все пластмассовые материалы, и их сбор и сортировка превращаются в настоящий квест.

Интересный факт

По данным алюминиевой ассоциации, банка из-под напитков – самый популярный вид сдаваемой в переработку тары. В среднем, переработанная алюминиевая банка может стать новой банкой и попасть на полку магазина менее, чем за 60 дней. Пол-литровая банка весит всего 14 граммов – это в разы меньше веса стеклянной бутылки, что стало возможным благодаря особым компьютерным системам управления «Арконик СМЗ»:они позволили сделать баночную ленту очень тонкой, до 0,240 мм (четверть миллиметра). В современное оборудование и системы автоматизации с 2005 года компания вложила порядка полумиллиарда долларов.

Продукция, полученная в результате переработки вторичных ресурсов, в целом имеет намного меньший углеродный след. При выплавке из лома любых цветных металлов количество выбросов газов снижается в 5-10 раз. Переработка одной тонны алюминия экономит девять тонн СО2, для понимания - одна тонна СО2 образуется от выхлопов автомобиля, который проедет 4500 км.Однако в сравнении с большинством других металлов алюминий экологичен и с точки зрения его первичного производства: современные технологии позволяют производить алюминий с низким углеродным следом. Снижение экологического воздействия происходит по всей производственной цепочке. Со своей стороны компания Arconic инвестировала порядка $40 млн в усовершенствование систем охраны окружающей среды и промышленной безопасности на Самарском заводе.

Благодаря этому предприятие одним из первых в России получило сертификат по международному стандарту ASI Performance Standard, подтверждающий приверженность принципам ответственного производства и сбыта алюминия и продукции из него.Так что о плюсах для экологии здесь могут говорить со знанием дела.

Правильный выбор человечеству приходится делать буквально каждый день. И проанализировать, какую роль в решении экологической проблемы играете именно вы, можно легко: загляните в свое мусорное ведро и вспомните, как часто бегаете с ним к бакам. Уменьшить количество неперерабатываемых отходов невозможно и без правильной государственной политики, и без ответственности каждого из нас.

Как вы относитесь к идеям перехода на альтернативные материалы, в том числе предложениям экологов по отказу от пластика? Обсудим в комментариях.

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

А где еще используется самарский алюминий?

Самарские алюминиевые полуфабрикаты поставляются для всех ключевых проектов страны - от первого спутника до МС-21, от труб, пробуривших Кольскую скважину, до первых в России алюминиевых грузовых вагонов. Треть объема экспортируется по всему миру. Традиционными потребителями являются предприятия авиационной, космической, автомобильной и многих других отраслей промышленности.