Премия Рунета-2020
Самара
+23°
Boom metrics
Наука11 октября 2023 4:37

«Самолеты на угле и растительном масле»: ученый из Самары рассказал об авиации будущего и о конкуренции в науке

Ученый Самарского университета Зубрилин: «Биотопливо сократит выброс углерода на 80%»
иректор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией «Энергетические установки», кандидат технических наук Иван Зубрилин.

иректор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией «Энергетические установки», кандидат технических наук Иван Зубрилин.

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Иван Зубрилин вместе с коллегами занимается разработкой программы, которая поможет авиации перейти на эко-топливо, является экспертом Российского научного фонда, преподает и обучается сам. Директор Инжинирингового центра Самарского университета им. Королева, заведующий молодежной научно-исследовательской лабораторией «Энергетические установки», кандидат технических наук рассказал журналисту «КП-Самара» о своей работе. Он поделился, что делает для поддержания эффективности, как ему помогают идеи философов и на что он ориентирует своих детей в школе.

Один из эко-трендов последнего времени - переход на альтернативные топлива. Что для этого делают в авиации и каков вклад самарских ученых?

- Использование электрических двигателей в гражданской авиации - вопрос дальней перспективы. На сегодняшний день наиболее эффективным способом снижения углеродного следа самолетами является использование различных альтернативных топлив. Для контроля выбросов углерода авиацией создана международная программа CORSIA. Пока соответствие ее требованиям - добровольное, но с 2027 года будет уже обязательным. Перевозчики должны будут оплачивать нечто вроде углеродного налога, если они хотя бы частично не используют топливо из возобновляемых источников. В перспективе ими могут быть вторичные, например, пластики; возобновляемые - биотопливо: растительные масла, сельскохозяйственные отходы; или нетрадиционные для этой отрасли - уголь.

Чтобы компенсировать налог, один из вариантов для авиакомпаний - повысить цены на билеты. Но сейчас все-таки думают об экологии, и это подтверждается все новыми законодательными инициативами.

Выброс углерода от авиации составляет около 2-3% от общего. С помощью биотоплива его можно будет сократить на 80%. В нашей стране идут работы в этом направлении, но требуется большая работа, чтобы сократить возникшее отставание в данной области от наших зарубежных коллег. Пока что не сложился системный подход в связи с большим количеством игроков, которые должны договариваться: авиастроение, двигателестроительная отрасль, сельское хозяйство, перевозчики, вузы, отраслевые институты.

Мы свою часть задачи видим в том, чтобы оценить, как добавление в керосин биокомпонентов будет влиять на работу двигателя. Исследуем смеси в разных пропорциях, потому что переход на биотопливо - постепенный. В следующем году мы запланировали испытания на маленьких двигателях. Работаем по этой теме в коллаборации с коллегами из Томского политехнического университета и Центрального института авиационного моторостроения. Итогом будет программа, которую смогут использовать авиаперевозчики и двигателисты, чтобы оценить эксплуатационные характеристики биотоплива. Кстати, подобное программное обеспечение для традиционного углеводородного топлива тоже наша.

«В науке нет черного пиара»

Вы в науке почти 15 лет. По вашим наблюдениям, есть ли в этой сфере конкуренция?

- Когда появляются новые коллективы, новые темы, то она высокая. Например, сейчас очень популярны беспилотники, наращивается их серийный выпуск. С одной стороны, это очень прикладная тема, с другой - в ней есть чем заняться ученым. Востребовано ИТ-направление, все, что связано с искусственным интеллектом. Там я замечал конкуренцию, потому что специалисты в этой сфере закрыты: не разглашают идеи, не говоря уже о конкретных технических решениях.

В научных коллективах, которые уже сложились, конкуренция меньше, потому что есть специализация по темам - их огромное количество. Ученых, чтобы их исследовать, не хватает.

Как конкуренция проявляется, используется ли какой-то черный пиар?

- В научной среде нет такого, чтобы кто-то из зависти пытался испортить репутацию. Во всяком случае, я с этим не сталкивался. Конкуренция происходит в другом поле: за ресурсы и за кадры. Для ученых есть два источника ресурсов: это крупные компании, которым нужны исследования для производства, и бюджетное финансирование разного уровня. Вот на это и направлено внимание, а не на межличностные разборки.

«Снобизм только ограничивает»

Вам доводилось встречаться с известными учеными? Как они себя ведут?

- Да, встречался и неоднократно. Например, большое впечатление на меня произвел Александр Иванович Леонтьев, ученый в области тепломассобмена. Это была моя первая встреча с именитым ученым, и очень впечатлила. Потом я перестал удивляться, потому что понял, что для таких людей в порядке вещей подобное поведение. Они максимально щедрые во всех смыслах этого слова. Готовы делиться тем, что знают. Они понимают, что свои знания важно отдавать, чтобы молодое поколение их использовало. Они очень активные и любопытные. Если задаешь им вопрос, то нужно готовиться, что ответом будут сложные мысли. Они похожи на предпринимателей, у которых есть талант организовывать связи, общаться.

Сегодня известность ученого определяется индексом цитирования. Проекты по топливам мы реализуем совместно с профессором Сергеем Сажиным. У него индекс цитирования 46. Это значит, что у него есть 46 статей, каждую из которых процитировали более 46 раз - это очень много.

Как вы относитесь к проявлению снобизма? Есть стереотип, что ученые кичатся интеллектуальным превосходством.

- Снобизм - барьер к дальнейшему развитию. Соблазн к его проявлению нужно преодолеть, чтобы расти дальше. Осознание, что я чем-то лучше других, ограничивает. Как я сказал ранее, среди известных ученых, с которыми я пересекался, снобов нет.

«Студенты не меняются, выпускники - да»

Вы преподаете уже более десяти лет. Меняются ли как-то студенты?

- Мне кажется, что те, которые приходят из года в год в университет, никак не меняются. В группах каждый раз примерно одинаковый расклад. Есть 2-3 человека, которые сфокусированы на учебе, задают вопросы. Есть несколько, которые «выпадают» - не слушают или вообще не ходят на пары. Все остальные - середнячки.

Некоторые студенты меняются после получения диплома. Это не касается тех, кто проявлял сообразительность во время учебы - в профессиональной деятельности они ведут себя так же. Метаморфозы случаются с теми самыми “середнячками”. Не раз наблюдал, как попадая в профессиональную среду, они становились хорошими специалистами, с которым приятно работать.

Что вы делаете, чтобы удерживать внимание студентов?

- Я задаю вопросы. И объясняю материал на понятных для них примерах.

Если что-то оторвано от жизни, то не с чем соединиться в существующей в их голове базе данных. Именно она должна пополняться во время обучения, а не организовываться свалка из новой информации.

«Школьные предметы нужны, чтобы сформировать мышление»

У вас есть семья и через детей сталкиваетесь со школьным образованием. Какую стратегию обучения вы советуете детям: фокусироваться на отдельных предметах или стараться одинаково успевать по всем?

- У меня две дочери. Одна из них уже школьного возраста, ходит в третий класс. Я не вижу смысла в том, чтобы она одинаково хорошо успевала по всем предметам. Не то, чтобы их не надо было учить вообще, но быть отличницей я от нее не требую. Считаю, что есть обязательный минимум, который нужно пройти. Необходимо понять суть того или иного предмета, ведь они формируют образ мышления. Пренебрегая школьной программой, ребенок лишает себя возможности по-другому смотреть на мир, видеть позицию других людей.

На мой взгляд, основное школьное образование не является достаточным с точки зрения реализации потенциала детей. Нужны дополнительные занятия. Мы со старшей дочерью много всего перепробовали, остановились на музыкальной школе и танцах. Иногда бывает сложно и она недовольна, но когда она достигает результата, радуется.

«Философия помогает правильно поступать»

Что делаете для поддержания/повышения профессиональной и личной эффективности? Можете ли порекомендовать что-то?

- Постоянно учусь. Мне это нравится, и это определенный способ самоорганизации. Прохожу 1-2 курса повышения квалификации в год, чаще всего онлайн. Выбираю темы, как связанные с профессиональной деятельностью, так и нет. Например, не так давно занимался на курсе философии науки и техники. Я пренебрегал этой дисциплиной, когда учился в университете, а сейчас хочу ее рекомендовать всем. У философов уже есть ответы на множество вопросов, которые помогут принимать решения и в повседневной жизни.

Например, когда я раздумываю, как мне поступить, то вспоминаю идею Канта. Он предлагал экстраполировать свое поведение на других людей и задаться вопросом: «Хотел бы я, чтобы мое поведение стало максимой для остальных, чтобы все в обществе вели себя так же?» И ответ быстро приходит.

Остальные все рекомендации не являются чем-то уникальным, но от этого не теряют своей универсальности: хорошо высыпаться, заниматься физическими упражнениями, общаться с приятными людьми и с теми, на кого хотелось бы быть похожим. Но наверное основное - уделять время своему личному интересу, хотя бы полчаса - час в день. Тому, что хочется делать, несмотря на усталость. Это приносит даже в самую рутинную жизнь смысл.