Премия Рунета-2020
Самара
+18°
Boom metrics
Общество27 февраля 2024 7:27

«Самара - русский Чикаго»: как строительство железной дороги изменило жизнь губернской столицы

Краевед Игорь Махтев рассказал о строительстве железной дороги в Самаре
Первый ж/д вокзал построили в Самаре в 1876 году / Фото: vk.com/starayasamara

Первый ж/д вокзал построили в Самаре в 1876 году / Фото: vk.com/starayasamara

Самару называют космической и промышленной, но не стоит забывать о наших заслугах в железнодорожной деятельности. В эфире программы «Самарские истории» на радио «КП-Самара» историк и краевед Игорь Махтев рассказал, когда в столице губернии прозвучал первый паровозный свисток и что писал о нас Сергей Есенин в своих дневниках.

С чего началась самарская железная дорога?

- С дороги, которая называлась «Оренбургская». 22 февраля 1874 года император подписал указ о создании железной дороги: нужно было соединить Оренбург с Волгой.

Не все были за строительство железной дороги. Почему?

- Во-первых, самарскую железную дорогу планировали построить за счет крестьян. В голодный год намеревались отправить работяг зарабатывать на жизнь через строительство путей. Во-вторых, железные дороги, чаще всего в те времена строило не государство, а акционерные общества. Поначалу нашу железную дорогу планировали построить за счет государства, но средств не хватило, поэтому ее тоже начали возводить акционеры.

Как выбирали место для первого вокзала?

- Вокзал, который помнят многие самарцы, построили по проекту архитектора Николай де Рошфор. Если вы очень скучаете по старому вокзалу - поезжайте в Оренбург, идентичные здания. Изначально планировали построить вокзал в Самаре на 800 метров севернее нынешнего положения. Было решено возвести главную станцию ближе к центру города между двумя кладбищами - старым и новым.

Новое здание вокзала со шпилем - самое высокое среди вокзалов Европы. Его высота - 101 метр

Новое здание вокзала со шпилем - самое высокое среди вокзалов Европы. Его высота - 101 метр

Фото: Светлана МАКОВЕЕВА

Самару называли русским Чикаго?

- И не просто так: если до строительства железной дороги население было в 1863 году 34 тысячи, то к 1897 году - уже 90 тысяч человек. Оно возросло в 2,5 раза.

На железной дороге был больше пассажирский или грузовой поток?

- Основной целью развития нашего края была транспортировка зерна. По Волге зимой зерно было перевозить тяжело, поэтому мы постоянно перевозили грузы. Но также был большой пассажирский поток.

Железнодорожники были люди уважаемые в Самаре?

- Если взять любую местную газету того времени, то в каждой из них вы найдете раздел о железной дороге. Железнодорожники были образованными людьми, которые играли не последнюю роль в жизни города.

У нас были районы, которые предназначались для жизни железнодорожников. Правда ли, что Безымянка - не промышленный центр, а место поселения работяг железной дороги?

- Безымянка - это станция. Поселения там не было, но там была одна сторожка. Безымянка началась с самарского железнодорожно-ремонтного завода. Станция метро «Кировская» - это 9-ГПЗ, поэтому долгое время рядом с этой станцией стояло здание из красного кирпича. Это вот оно.

Много ли в Самаре было известных железнодорожников?

- Много, правда, большинство даже не знает, что эти товарищи имели отношение к железной дороге. Например, Арцыбушев, помимо того, что был революционным деятелем, также был работником управления Самаро-Златоустовской железной дороги. Крыжановский, в чью честь названо одно самарское депо. Также стоит упомянуть, что благодаря железной дороге наш город посетил Сергей Есенин. Дело в том, что он направлялся в Ташкент в 1921 году. Он встречался тут с самарскими литераторами, о чем есть воспоминания в его дневниках.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Узнавайте новости первыми, подпишитесь на наш телеграм-канал

Обсуждаем новости в нашем канале ВК. Подписывайтесь и оставайтесь на связи

Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал