Премия Рунета-2020
Самара
+6°
Boom metrics
Экономика26 октября 2023 12:01

Роботизация и гуманизация: в Самаре обсудили новые веяния в сфере взыскания долгов

Цифровизация упрощает процессы и сокращает время на достижение результата
На конференции в Самаре обсудили цифровизацию. Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

На конференции в Самаре обсудили цифровизацию. Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

В Самаре во Дворце спорта имени Высоцкого состоялась конференция «Технологии взыскания в эпоху цифровой трансформации». Организатором конференции выступил Сбер.

«Взыскание становится человекоцентричным»

Собравшиеся обсудили влияние цифровой трансформации на госуправление, переход на электронное взаимодействие граждан и организаций с государством. Эксперты банка рассказали о нюансах внедрения технологических инноваций. Общественности были представлены новые сервисы по корпоративному и розничному взысканию, решению правовых вопросов.

- Сфера взыскания состоит из нескольких этапов, начиная от досудебного урегулирования и заканчивая исполнением судебных решений. И цифровизация помогает упростить каждый из этих этапов всем, кто задействован в этих процессах: и судебным органам, и государственной власти, и самим должникам. Мы работаем над тем, чтобы процесс взыскания, который неизбежно связан с негативным подтекстом, становился более эффективным и, я сказал бы, человекоцентричным, более гуманным. На сегодняшнем мероприятии мы как раз и обсуждали с коллегами различные подходы, - рассказал заместитель председателя Поволжского банка Сбербанка Денис Белозерцев.

В частности, речь о развитии электронного исполнительного производства, внедрении электронной исполнительной подписи нотариусов. Относительно недавно появилась возможность подачи заявлений в мировые суды онлайн. Эти и другие подобные возможности, которые дает цифровизация, и были предметом обсуждения на конференции.

Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

Что такое «цифровая зрелость»

ВРИО заместителя председателя Правительства Самарской области – руководителя департамента информационных технологий и связи Самарской области Константин Пресняков во время своего доклада на конференции употребил термин «цифровая зрелость».

- Если говорить об этом термине простыми словами, то он означает тот набор возможностей, которые каждый из нас получает в связи с развитием цифровизации. Это определенный перечень услуг, в том числе государственных, которые можно получать онлайн, и в конечном счете повышение комфорта, качества нашей жизни. Ведь это сокращение времени и ресурсов, затрачиваемы на взаимодействие с органами власти. Это возможность получения доступа к большому массиву информации, а информация в наше время — это один из наиболее ценных ресурсов, - пояснил Константин Пресняков.

Цифровая зрелость в нашем регионе, по словам руководителя департамента, на высоком уровне. По качеству оказания услуг в электронном виде Самарская область входит в топ-10 регионов Российской Федерации.

Искусственный интеллект и урегулирование

Что касается взаимодействия правительства Самарской области Сбербанка, то, как рассказал чиновник, в настоящий момент реализуется совместный проект по внедрению искусственного интеллекта в органы исполнительной власти региона. Создана рабочая группа, которая прорабатывает различные предложения, направленные на достижение практических результатов в этой сфере.

О том, как используется искусственный интеллект в сфере взыскания долгов, рассказал на конференции вице-президент, директор департамента по работе с проблемными активами банка Кирилл Демин.

- Мы внедрили более 200 моделей искусственного интеллекта, которые помогают нам составлять портрет клиента, вести планирование, контроль и учет, принимать решения по урегулированию задолженности. Так, в розничном урегулировании наши модели позволяют правильно выбрать тактику взаимодействия с клиентом: нужно ли ему звонить, отправлять СМС, договариваться о личной встрече, или стоит обращаться в суд, - рассказал Кирилл Демин.

Робот-оператор на базе искусственного интеллекта для коммуникаций с клиентами в банке используется уже давно. Это позволяет кредитной организации совершать 84% звонков без участия человека. Экономический эффект от использования робота оценивается в 2,4 млрд рублей в год.

Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка

На этапе исполнительного производства внедряются электронные исполнительные документы, отправляются по цифровым каналам, создаются электронные реестры.

По словам топ-менеджера, сейчас в работе у Сбера находится почти 400 тысяч электронных исполнительных документов на общую сумму 78 млрд рублей. Благодаря процессам цифровизации срок возбуждения исполнительного производства сократился в 10 раз и не превышает 6 дней.

Значительно ускорился и процесс реструктуризации кредитов.

- Основная часть операций происходит онлайн: 90% заявок на программы реструктуризации поступают оттуда, почти 67% там же подписываются. При этом более 27% онлайн-реструктуризаций мы проводим за 7 минут, - подчеркнул директор дивизиона «Розничное взыскание и урегулирование» Денис Кузнецов.

Топ-менеджер напомнил, что банк первым на рынке разработал программу комплексного урегулирования задолженностей, помогая клиентам гасить долги в других кредитных оранизаиях. Программа помогает людям, которые из-за потери работы, сокращения зарплаты, болезней или иных причин не могут выполнять свои обязательства по кредитам. В итоге клиент может на одной площадке получить поддержку по всем видам займов (ипотека, потребительский кредит, автокредит, кредитная карта) без ограничений по сумме и регионам выдачи. С момента появления программы в 2022 году количество сделок по комплексному урегулированию превысило 3,5 тысячи, а общая сумма составила 1,7 млрд рублей.