Премия Рунета-2020
Самара
-5°
Boom metrics
Общество15 ноября 2023 14:38

Работали круглосуточно семь дней в неделю: как создавали легендарный корабль «Буран», совершивший всего один полет в космос

Первому и единственному полету космического корабля «Буран» исполнилось 35 лет
"Буран" 15 ноября 1988 года вывел на орбиту ракета-носитель "Энергия" / Фото: Анна Ситник

"Буран" 15 ноября 1988 года вывел на орбиту ракета-носитель "Энергия" / Фото: Анна Ситник

В среду, 15 ноября, исполнилось 35 лет со дня первого и единственного запуска космического корабля «Буран». В его изготовлении участвовали сотрудники самарского РКЦ «Прогресс». Вспоминаем, как создавался аппарат и кто приложил руку к его появлению.

Миссия выполнена

Над созданием первого многоразового советского космического корабля «Буран» и ракеты-носителя «Энергия» на завершающем этапе работали сотни инженеров и конструкторов. Они трудились в круглосуточном режиме семь дней в неделю. Задача была достигнуть паритета с США, которые анонсировали свой корабль Space shuttle.

– Мы должны были защитить страну! – рассказал на встрече со студентами Самарского университета бывший главный конструктор ВФ НПО «Энергия» Станислав Петренко. – Когда американцы представили Space shuttle, мы проанализировали его технические характеристики и поняли, что речи не идет ни о каком изучении околоземного пространства. Семь человек команды в небольшом пространстве кабины, при том что тогда у американцев и биотуалетов еще не было. Они явно не для бдительных научных экспериментов летели в космос! Мы поняли: это угроза нашей стране, которую нужно срочно парировать, создав собственный орбитальный самолет!

О корабле «Буран»

Многоразовый космический корабль «Буран» представлял собой моноплан с низкорасположенным крылом. В отличие от американских, советские конструкторы разработали возможность посадки корабля в автоматическом режиме и аварийного катапультирования экипажа.

– Летчик-космонавт Игорь Волков должен был лететь в космос на «Буране». Он много раз поднимал его в воздух на аэродроме в Жуковском, «учил летать», но в последний момент было решено, что «Буран» пойдет в автоматическом режиме, – рассказал друг знаменитого пилота Владимир Пташинский, заместитель генерального конструктора по испытаниям «Кузнецова».

«Буран» мог совершать длительные (до 30 суток) полеты, орбитальное маневрирование, управляемый спуск и самолетную посадку на специально оборудованный аэродром.

– «Буран» был вершиной советской науки и техники. Три корабля на орбите Земли могли бы не только контролировать все взлеты на орбиту из любой точки планеты, но и обеспечить связь, подобную мобильной, или аналог интернета прежде, чем они появились, – рассказал Станислав Петренко.

Сборка ракеты "Энергия" / Фото: Сергей Плешивцев

Сборка ракеты "Энергия" / Фото: Сергей Плешивцев

В планы советского руководства входило создание пяти кораблей. В итоге полностью было построено два экземпляра, еще один «Буран» находился в готовности на 30-50%. Четвертый и пятый корабли были заложены, но их строительство так и не началось.

В 1992 состоялось заключительное совещание главных конструкторов. На нем мы подготовили документ, который направили президентам всех бывших советских республик. Ответ мы так и не получили, – поделился Станислав Петренко. – В письме говорилось, что финансирование проекта идет в объеме 1% от необходимого. Мы предложили несколько вариантов выхода, включая консервацию, которая могла бы сохранить хотя бы некоторые достижения, но 600 тысяч самых грамотных рабочих инженеров и конструкторов остались без работы, а технологии заброшены.

Очень печально, что грандиозный проект, под который была перестроена вся советская промышленность, закончился столь печально. Были потеряны кадры, а мы принимали ежегодно до 100 лучших выпускников вузов в основном из Куйбышева. К 1987 году только конструкторами работали две тысячи человек со среднем возрастом 33 года.

Как «Буран» изменил космонавтику

– Когда мы приступили в разработке документации на новую ракету, нам поставили задачу – «стрелять городами не годится», – вспоминает бывший главный конструктор. – Имеется в виду, что первые пуски советских ракет были по большей части неудачными. Я сам видел, как не ушла с пуска ракета весом в 4,5 тысячи тонн и упала, уничтожив труд 50 тысяч солдат, которые строили взлетную площадку несколько лет. Затраты на пуски были колоссальными и больше нельзя было так расточительно относиться к ресурсам. До того, как мы начали работу, научного обоснования полетов просто не было.

На создание проекта "Энергия-Буран" ушло много сил и ресурсов / Фото: Сергей Плешивцев

На создание проекта "Энергия-Буран" ушло много сил и ресурсов / Фото: Сергей Плешивцев

Когда конструкторы задались задачей создать многоразовый корабль, выяснилось, что в СССР нет сплавов, которые бы работали при температуре жидкого водорода – самого перспективного топлива, нет возможности транспортировать крупногабаритные грузы, химическая промышленность не может выдать необходимые материалы.

Нам были нужны новые сплавы, теплозащитные материалы, современная цветная и черная металлургия, развитая химическая промышленность. Нужно было научиться получать, хранить и транспортировать водород, – рассказал Станислав Александрович. – Новая ракета должна была запускаться с любого места. Королев выбрал завод «Прогресс» из всех предложенных ему вариантов за профессиональный коллектив, производственные мощности, доступ к реке, по которой можно было сплавить наиболее крупногабаритные конструкции и собственный аэродром.

Когда к 1980 году мы выпустили весь комплект документации на завод, начать работать все еще было нельзя – промышленность не создала нужные материалы и станки.

Главное – люди

Над проектом работали сотрудники разных предприятий страны / Фото: Сергей Плешивцев

Над проектом работали сотрудники разных предприятий страны / Фото: Сергей Плешивцев

Кроме материалов, нужно было собрать коллектив, который будет неукоснительно выполнять требования документации. Конструкторы работали вместе с рабочими сменами по 12 часов. Послабление было лишь в воскресенье, когда трудились в одну смену.

– Оперативные совещания, на которых мы разбирали итоги дня, начинались в десять вечера. Проводили их замминистра или начальник главка, а иногда оба сразу, – делится бывший главный конструктор. – Тех, кто не хотел или не мог работать в нашем темпе, сразу увольняли. Хотя по закону молодые специалисты должны были отработать три года. Наш начальник КИСа, человек разведенный, Анатолий Фирсов, жил на заводе в полном смысле этого слова. Мы называли его Домовой.

Советское чудо

– Работа была выполнена всего за три года. И по тем, и по нынешним временам срок фантастический. Причем уже тогда – в 1984-87-х годах – использовались современные средства: сочетание уникального эксперимента с имитацией высотных условий и численных методов, – рассказал д.т.н., профессор Станислав Шустов. – Работая над «Бураном», мы создали имитацию высотных условий, имитацию вакуума. Для этого были сделаны в нашем университете стенды с большими вакуумными камерами. Они и сейчас работают.

Трудились в кооперации – НИИ МАШ в Солдатове на Урале и МГТУ им. Баумана. Никакой электронной почты не было. Поэтому вся координация проходила с использованием тех средств, что были на то время, – телетайп, телефон, телеграф и личные встречи.

Секретность разработки была превыше всего. Ни одной иностранной разработки или детали в проекте не было.

– Ни одной заклепки заграничной у нас не было! Все расчеты были свои, также как и методики программно-математического обеспечения! – говорит Станислав Петренко. – Каждый день я выступал перед госкомиссией, где председательствовал министр, и отчитывался о том, что сделано.

Короткая эйфория

Люди, работавшие над проектом, рассказывают, как годами копилось напряжение в коллективе. Пуска ждали и боялись.

– В последние дни мы чувствовали, как эта энергия внутри нас превратилась в огромную сжатую пружину, – рассказывает главный конструктор. - Когда ракета взлетала, я увидел, как здоровые дядьки весом 120 кг, все увешенные звездами героев, запрыгивали в восторге на стол. И я нисколько не удивился!

Люди не могли сдержать эмоций при запуске "Энергии" с "Бураном" в космос / Фото: Сергей Плешивцев

Люди не могли сдержать эмоций при запуске "Энергии" с "Бураном" в космос / Фото: Сергей Плешивцев

Но есть и мнение, что космическая гонка вела советскую экономику в пропасть.

Это был невероятно дорогостоящий проект. Если мы его продолжили бы делать, в стране не осталось бы ни только масла, но и макарон, – считает Станислав Пташинский.

В Самаре сохранили память о событиях тех лет. Около главного корпуса Самарского университета им. Королева с 1997 года установлен монумент «Энергия-Буран». Он представляет собой подлинную стендовую модель, прошедшую немало заводских испытаний.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Узнавайте новости первыми, подпишитесь на наш телеграм-канал

Обсуждаем новости в нашем канале ВК. Подписывайтесь и оставайтесь на связи

Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал