Премия Рунета-2020
Самара
+18°
Boom metrics
Общество22 марта 2024 7:16

Династия железнодорожников из Сызрани более полувека водит поезда

В семье Анопко любовь к электричкам передается от родителей к детям
Сегодня на железной дороге вместе с Дмитрием Анопко (второй слева) трудятся его сын, дочь и зять.

Сегодня на железной дороге вместе с Дмитрием Анопко (второй слева) трудятся его сын, дочь и зять.

Фото: семейный архив.

В октябре 2024 года Куйбышевской железной дороге исполняется 150 лет. Полтора века назад значение магистрали переоценить было невозможно: пересаживаясь с лошади в вагон, человек не просто существенно экономил свое время - он совершал огромный шаг по пути прогресса. Спустя десятки лет миссия железной дороги остается все той же: делать путешествия людей комфортными и безопасными, транспортировку грузов - быстрой и надежной, а сам транспорт - все более стремительным и инновационным день ото дня. Символично, что юбилей КбшЖД совпал с Годом семьи: именно трудовые династии являются гордостью, главной движущей силой и хранителями традиций предприятия. Яркая представительница золотого фонда - династия Анопко из Сызрани. Ее судьба впервые пересеклась с железной дорогой в далеком уже 1970 году, и с тех пор семейный «поезд» ни разу не сходил со стальных рельсов. Более того, «состав» прирастает все новыми «вагонами».

Более 30 лет назад наставником для молодого Дмитрия Анопко стал старший товарищ Сергей Щепин.

Более 30 лет назад наставником для молодого Дмитрия Анопко стал старший товарищ Сергей Щепин.

Фото: семейный архив.

Профориентация - дело семейное

«Локомотивом» можно смело считать Павла Анопко: именно он 54 года назад стал родоначальником династии железнодорожников, устроившись в «Самаратранспригород» помощником машиниста электропоезда. Техническое обслуживание состава, работа с пассажирами - верой и правдой Павел Семенович отработал на железной дороге 32 года. Много лет ездил по маршруту Сызрань - Кузнецк (город в Пензенской области), потом - в Самару и на Жигулевское море. Один из пассажиров был для него особенным: сынишка Дмитрий часто катался с папой в Кузнецк, чтобы поесть мороженого.

Сами поездки доставляли Дмитрию не меньше удовольствия: скорость, стук колес, запах поездов, проплывающие пейзажи и, конечно, беседы с отцом - все это так прочно закрепилось на подкорке, что никакая другая профориентация не понадобилась. После школы отучился на помощника машиниста в губернском колледже, отслужил в армии и пришел на железную дорогу, окончил курсы и стал машинистом. Вести электропоезд, контролировать работу приборов, общаться с пассажирами - далеко не полный список его обязанностей. Как опытный специалист Дмитрий Павлович также является наставником молодежи.

- Учу всем тонкостям работы как с поездом, так и с пассажирами - как сглаживать конфликтные ситуации, помогать людям, - говорит Дмитрий Анопко. - Мы, машинисты, несем личную ответственность за каждого пассажира - это и самое почетное, и самое нелегкое в моей работе. К каждому ученику нужен свой подход, но и от ребят требуется немало - у нас не только зарплата, но и требования высокие.

Сегодня Дмитрий Анопко сам передает знания и опыт молодому поколению железнодорожников.

Сегодня Дмитрий Анопко сам передает знания и опыт молодому поколению железнодорожников.

Фото: семейный архив.

Рельсы судьбы

Профессионал и сам до сих пор учится: раз в три года машинисты ездят в Москву на курсы повышения квалификации. В остальное время - по своим маршрутам, изученным до мелочей. Дмитрий Анопко водит поезда больше 30 лет, но дорога на Кузнецк остается любимой. И это, пожалуй, единственная «постоянная» в его работе.

- За эти годы электрички изменились до неузнаваемости, - признается Дмитрий Павлович. - Когда-то приходилось ездить с открытыми окнами, спасаясь от жары, а сейчас кабины и вагоны оборудованы кондиционерами и системами климат-контроля. Биотуалеты пришли на смену простым трубам, выходящим наружу. В вагонах есть телевизоры, пассажиры едут на мягких сиденьях - а ведь я помню время, когда они были деревянными. Кабины электропоездов стали просторнее и светлее, с более широким обзором. Да и время в пути каждый день сокращается - когда-то максимальная скорость не превышала 100 км/ч, теперь - 120 - 140.

Любовь к своему делу Дмитрий Анопко смог привить и детям: сын Андрей уже второй год в том же цехе трудится помощником машиниста, дочь Алена работает оператором горочной установки - формирует составы на станции Сызрань. Кстати, здесь же помощником машиниста трудится ее муж Артем Елисеев - хотя в юности девушка из противоречия утверждала, что «никогда не выйдет замуж за железнодорожника», от судьбы не уйдешь! Так что, когда большая семья собирается за столом, здесь представлены чуть ли не все железнодорожные специальности, учитывая, что жена родоначальника династии Татьяна Павловна долго работала на КбшЖД билетным кассиром. «Неопределившийся» член семьи всего один - маленькая правнучка Майя. Но какие ее годы!