Премия Рунета-2020
Самара
-6°
Boom metrics
Наука21 ноября 2023 12:45

Университеты растят грамотную молодежь со школьной скамьи

Эксперты НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» рассказали, как и зачем вузы выстраивают работу с детьми
Чтобы растить инженерные кадры, ребят необходимо заинтересовать с детства.

Чтобы растить инженерные кадры, ребят необходимо заинтересовать с детства.

Фото: Михаил ФРОЛОВ

Учи физику!

Многие великие открытия принадлежат русским и советским ученым. Чтобы не нарушать эту традицию и в наше время, нужно открывать и развивать великие умы. А для этого - помочь детям открыть в себе таланты.

- Сегодня любой ребенок может узнавать что-то новое не только в школе и интернете, но и в вузе, - рассказала доцент Самарского университета, участник комитета по образовательным технологиям НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» Виктория Кокарева. - Во многих вузах открыты Дома научных коллабораций - здесь каждый может прийти в лабораторию и увидеть, что физика и математика вовсе не скучные науки. Узнать, что такое двухконтурный двигатель, турбореактивный двигатель ракеты, можно смотреть, а можно и своими руками потрогать, друзьям рассказать, что делал эксперимент.

В школах дети активно изучают проектную деятельность - это первый шаг к научным исследованиям. Тематика проектной деятельности в школе зачастую пересекается с научными направлениями региона. Главное, задать юным ученым правильное направление - это может сделать вуз или индустриальный партнер.

- Мы даем юному исследователю наставника от предприятия или аспиранта - тогда его работа становится настоящим проектом, а не просто рефератом, - говорит Виктория Викторовна. - Школьные проекты часто за детей выполняют родители. У нас дети приходят в лабораторию и под руководством наставников работают с пробирками или виртуальной реальностью. Мы видим, как их проекты растут от маленьких до больших. Например, в течение последних лет мы наблюдаем развитие технологий беспилотников, а сегодня школьники делают настоящие промышленные БПЛА.

НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» создан для развития отечественной науки. Главная цель - находить кратчайшие пути для внедрения идей в реальный сектор экономики, чтобы они не залеживались под сукном, а внедрялись в производство. Способствовать взращиванию научных кадров призвано молодежное крыло НОЦ - это активные школьники, которые уже сейчас наравне со взрослыми работают по стратегическим направлениям: умное Агро, двигателям, космическая тематика, беспилотники, медицина. Молодежное крыло дублирует взрослую деятельность научно-образовательного центра «Инженерия будущего».

- С ребятами работают наставники со стороны комитетов НОЦ - молодые ученые, молодые специалисты предприятий, - рассказала Виктория Кокарева. - Они сами всего пару лет назад закончили вуз, а сейчас уже являются начальниками отделов или цехов. Эта молодежь ведет ребят, погружает в проект, дает глобальное видение. Показывает, что у проекта есть актуальность и значимость.

Инженер - это круто

Задача молодежного НОЦ - отвлечь школьника от компьютерных игр, заинтересовать наукой. Заставить его к моменту поступления выбрать не просто университет, а будущую профессию. В то же время, основная задача проектных комитетов - делать результативные проекты. А для этого нужны молодые амбициозные кадры, инженеры.

- Все наши конкурсы направлены на то, чтобы выявить самых увлеченных ребят, - говорит Виктория Викторовна. - Например, победителей конкурса «Инженерия будущего» мы теперь сопровождаем. Наша задача - нацелить их на поступление в технический вуз, чтобы они остались в инженерном деле, не ушли в бизнес. Для поступления нужно сдать физику и информатику на ЕГЭ. Мы понимаем, что немногие школьники выбирают физику - ее объективно сложнее сдать, чем другие предметы. А еще у школьника не сформирован образ инженерной профессии. Он понимает, кто такой врач, бизнесмен, специалист IT, но он не знает, кто инженер и чем он занимается. Школьники видят блогеров, которые много зарабатывают, не конструируя ракеты. Благодаря деятельности НОЦ, выставкам, которые мы проводим, ребята смогли посмотреть своими глазами, потрогать различные двигатели, понять, чем мы заняты и для чего. Школьники понимают теперь, что технологии нужны и что только они могут их создать.

Ребята неохотно идут учиться на инженеров еще по одной причине: из-за неверного представления о заводах. А ведь предприятия разительно изменились за последние годы: появилось много молодежи, технологичного оборудования, программного обеспечения.

- В рамках работы НОЦ мы водим школьников с экскурсиями на завод, - рассказала Виктория Кокорева. - Ребята видят современные станки, чистые цеха, 3D-принтеры. Когда школьники поймут, что идти на завод и строить ракету очень круто, это сподвигнет их учить физику. Проблема в том, что в девятом классе начинать учить физику уже поздно - это нужно делать в седьмом классе. А значит, мы должны работать с ребятами уже в шестом классе. Например, предприятия Ростеха и Роскосмоса проводят мероприятия с настоящими малышами - детьми своих сотрудников. Детям с самого юного возраста прививается любовь к технике: сначала они работают с моделями, потом - с настоящими аппаратами.

Как стать мультипрофессионалом

Направить детей в нужном направлении - полдела. Из выпускника школы, который выбрал инженерную специальность, нужно вырастить специалиста своего дела. Чтобы производить отечественную высокотехнологичную продукцию, соответствующую современным стандартам, необходимо воспитать, например, инженера, программиста, технолога и механика одном лице, способного понять принцип работы, наладить оборудование, написать и запустить программу.

- Научно-образовательный центр «Инженерия будущего» одну из главных своих функций видит в развитии образовательной политики, - говорит председатель комитета по образовательным проектам НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего», директор института дополнительного профессионального образования Тамбовского государственного технического университета Наталья Злобина. - В первую очередь, это формирование и развитие нужных компетенций. Работа идет как со стороны представителей вузов, так и со стороны сотрудников предприятий - участников НОЦ всх шести регионов. Развитие компетенций мы рассматриваем в первую очередь для этой категории.

По словам Натальи Злобиной, не менее важной задачей является трансформация научно-образовательных разработок, которые рождаются в проектных комитетах. В том числе, в образовательные проекты, чтобы самое передовое переходило в образовательные программы.

- Комитетов у нас много, и скоро откроются еще два, - рассказала Наталья Злобина. - Порядка 18 комитетов сейчас затрагивают все ключевые направления деятельности - это двигателестроение, водород как топливо будущего, новые материалы, умное Агро, медицинские материалы, транспортная система, беспилотные аппараты и т.д. Направления, по которым шла коллаборация университетов и индустриальных партнеров, уже рождают научные результаты мирового уровня.

Прогрессу служат программы дополнительного профессионального образования, которые реализует НОЦ «Инженерия будущего». За неполных три года плотной работы реализовано 18 программ дополнительного повышения квалификации, дополнительного образования и профессиональной переподготовки. За два года по ним обучилось больше семи 700 человек. Из них треть - это специалисты предприятий Ростех и Роскосмос.

- Это были программы по трехмерному моделированию, аддитивные программы, цифрового машиностроения, - пояснила Наталья Злобина. - Реализованы программы в области бережливых технологий, прикладного искусственного интеллекта. Важный запрос касался коммерциализации научных разработок - под него мы разработали отдельную образовательную программу.

Обратная связь с участниками процесса подтверждает: дело нужное. Предприятия благодарят НОЦ «Инженерия будущего» за возможность развить компетенции сотрудников, прокачать знания по важным направлениям.

- Я глубоко убеждена, что в команде наша сила, что мы все правильно делаем - не замыкаем наши образовательные программы на отдельных вузах, а ищем сильные стороны у каждого из университетов-участников и уже за счет этого разрабатываем конкурентноспособные программы, которые будут способствовать обретению Россией технологического суверенитета, - заключила Наталья Злобина.