Самара
-10°
Общество2 декабря 2023 6:00

Попала в перестрелку в Бразилии и узнала силу русского мата: пенсионерка из Тольятти за шесть лет объехала автостопом весь мир

Ольга Любимова в 54 года променяла жизнь в Тольятти на романтику кругосветки
Ольга Любимова побывала в 54 странах и пересекла три океана

Фото: Предоставлено героем публикации

Ольга Любимова прожила жизнь в Тольятти, а выйдя на пенсию, решила отправиться в кругосветное путешествие. Все, на что она могла рассчитывать в пути, — это пенсия в 13 тысяч рублей, школьный английский и твердое желание осуществить мечту. Корреспондент «КП-Самара» пообщалась с путешественницей и узнала, как она за шесть лет объехала автостопом весь мир.

«Бешеная белка»

Свой ник «Бешеная белка» Ольга Любимова получила за страсть к путешествиям, которая охватила ее не так уж рано. Она стала ходить в походы после сорока лет. Начинала с пеших и яхтенных походов в окрестностях Тольятти, а вскоре уже ходила по горам Непала.

После выхода на пенсию решила перебраться к детям и внукам в Питер. Продала трехкомнатную квартиру в Тольятти, купила маленькую, на которую хватило средств, в Павловске. Но, едва дождавшись рождения младшего из трех внуков, бабушка на шесть лет ушла в онлайн — Ольга отправилась в кругосветку.

Тольяттинка вышла на пенсию и решила отправиться в кругосветное путешествие

Фото: Предоставлено героем публикации

— Дети уже привыкли к моему характеру и даже не пытались отговаривать от такого большого путешествия. Я сама совершенно ничего не опасалась, рассчитывала на свой опыт и помощь людей, которые нигде в мире меня не подводили, — рассказывает Ольга. — Мой английский очень слабый, так что от разговоров на высокие темы в эти годы пришлось отказаться, но, честно говоря, когда ты всегда в пути, скучать некогда. Ты то куда-то бежишь, то ищешь жилье, постоянно трудиться.

Ольга призналась, что совершенно не боялась большого путешествия

Ночь в фавелах, одичавшие собаки и трехэтажный русский мат

Путешествуя с минимальным бюджетом, нужно быть готовым большую часть времени ночевать в палатке. Иногда это обещает шикарные виды по утру, а иногда — неприятные встречи.

— Бояться точно нельзя! Страх чувствуют и звери, и обстоятельства. Однажды ночью я проснулась от того, что поняла — нашу палатку окружают одичавшие собаки. Они все агрессивнее лаяли и, судя по звуку, сжимали кольцо вокруг палатки. Я здорово испугалась, но, когда разбудила своего спутника, — он просто открыл палатку, бросил камень и накричал на псов. Они поджали хвосты и разбежались. В другой раз мы со Славой попали в неприятную ситуацию на выезде из Рио-де-Жанейро из-за незнания местной специфики, — поделилась Ольга.

Путешественница пояснила: все автостопщики знают, что поймать попутку в большом городе невозможно. Нужно выехать из крупного населенного пункта, добраться, например, до большой деревни и, уже выйдя за нее, начать голосовать. В Бразилии русские постарались так и поступить: доехали на автобусе до городской окраины, где начали ловить машину. Но сразу за городской чертой Рио-де-Жанейро начинались кварталы фавел (трущобы), и ребята четыре часа простояли на дороге без толку. Водители боялись останавливаться.

Во время путешествия Ольге пришлось ночевать в палатке в фавелах - бразильских трущобах

Фото: Предоставлено героем публикации

Еще одно правило путешествия автостопом — обязательно найти ночлег до темноты. Ольга и ее спутник решили дойти до ближайшего хостела, но местные их сразу же предупредили, что заходить вглубь квартала опасно. Им посоветовали остаться на ночь на заправке — такая практика распространена в Бразилии. Здесь можно купить еду и даже бесплатно принять душ. Ребята поставили палатку и легли спать, но, как только они уснули, началась стрельба.

— Это были и одиночные выстрелы, и автоматные очереди — местные активно выясняли отношения. Мне было очень сильно не по себе. Я с трудом уснула глубоко за полночь, и тут кто-то начал ломиться в палатку, — вспоминает путешественница. — Я снова разбудила Славу. Он выглянул из нашего убежища, увидел бомжа, недовольного тем, что мы поставили палатку на его территории, обложил его по-русски матом, и тот быстро успокоился.

54 стран за плечами

Пандемия пришлась на середину путешествия Ольги, и ей пришлось отказаться от посещения части стран. Шли путешественники вслед за погодой — даже самый большой рюкзак не мог вместить зимнего снаряжения.

— Мы сразу отправились в Латинскую и Южную Америку — там тепло и с русским паспортом легко путешествовать. На границе ставят штамп и можно 90 дней находиться на территории страны, — рассказала Ольга. — Но, когда мы прошли Колумбию, Эквадор, Перу и направлялись к южному окончанию материка, я поняла, что в город Ушуайя мы попадем только в июле. Это самый лютый зимний месяц в южном полушарии. Тогда мы ровно на 90 градусов свернули с пути и через Боливию ушли в Бразилию. В путешествии, подобном нашему, важно проявлять гибкость и менять направление, повинуясь обстоятельствам. Так мы делали не раз — например, когда нам попалась отличная яхта, которая шла не совсем туда, куда мы планировали.

Путешественница побывала в самых красивых и живописных уголках мира

Фото: Предоставлено героем публикации

Ольга признается, что во Французской Гвиане нарушила закон, побывав там без визы. Но на берег она спускаться с яхты там не стала. В Азию путешественники не попали из-за ковида.

— Мой спутник решил остался в Чили. Я же села там на последнюю из восьми яхт, на которых довелось поплавать. Мы отправились в путь с запасом продуктов на полгода: были опасения, что придется идти без остановок до Африки. Начинался ковид, и на весь Тихий океан были открыты лишь две страны: Французская Полинезия, где я очень сложно, но получила визу, и Фиджи. В Индонезию мы попали чудом за день до закрытия границ, — поделилась путешественница.

Часть пути Ольга преодолела по земле, часть - по воде

Фото: Предоставлено героем публикации

Единственный Шенген Ольга получила в Тунисе, когда в Марокко ее даже на порог консульства не пустили. В Испанском посольстве в Тунисе пошли на встречу женщине, но сказали, что это первый и, скорее всего, последний случай в их практике, когда нерезидент страны получил визу.

Вся квартира в рюкзаке

За спиной путешественника весь его дом. Рюкзак — как маленькая квартира, тут есть спальня, кухня и гардероб.

— На «кухне» у меня были газовая горелка, котелок, ложка, чашка. Когда мы пару раз оставались совсем без еды, взяли за правило всегда держать запас на два приема пищи. Нагрузки в пути слишком большие, чтобы голодать. Набор продуктов менялся в зависимости от региона. Никакого «Доширака» у нас никогда не было, но старались покупать местный сыр, джем, хлеб, овощи. Всегда имели при себе кофе и чай. Покупали то, что легко и быстро можно сварить: овсянку, макароны, редко — рис. Газа у нас никогда не было много — стоит он недешево. Так что мясо не брали, если удавалось поймать рыбу, варили уху, очень мелко порезав картофель.

Стала более здоровой

Ольга Любимова рассказала, что о вероятности тяжелой болезни или травмы в пути даже не думала. На случай мелких неприятностей у них была аптечка.

— Зато горы и океаны очистили мой организм до такой степени, что у меня прошла страшная аллергия, от которой страдала много лет. Раньше я в автобусе не могла сидеть рядом с собачниками – сразу начинали слезиться глаза, — отметила Ольга.

Поверить в себя и научиться просить

Ольга Любимова рассказывает, что сильно изменилась после путешествия. Стала терпимее, иначе посмотрела на многие вещи и научилась обращаться за помощью.

Большое путешествие помогло Ольге избавиться от аллергии и поверить в себя

Фото: Предоставлено героем публикации

— Когда идешь завтракать, ты не думаешь, получится у тебя или нет, просто идешь и варишь кофе. Так и с кругосветкой: просто пошла и не сомневалась, что все получится, — рассказывает Ольга. — Самым сложным оказалось научиться просить — это не в нашем русском характере. А люди иногда просто не знают, что нам нужна помощь! Достаточно спросить разрешения поставить палатку рядом с домом, налить воды, и тебе обязательно помогут. Мы и сами тоже помогали всем, кто просил.

Ольга говорит, что нигде в мире ей не хотелось остаться жить. Хотя многие места ей очень понравились: Фолклендские острова, Чилийская Патагония, Фиджи, Мексика, остров Святой Елены — все они очень разные и каждое по-своему прекрасно.

Снова в путь

Через два месяца «Бешеная белка» снова собирается в путь. Из Колумбии хочет пройти на яхте до Мексики, с мексиканским капитаном, который также завершает свою кругосветку.

— Капитан оплачивает мне дорогу туда-обратно и питание просто потому, что ему нужен работник. Собственно, любой может попробовать так путешествовать, для этого нужно свободно распоряжаться своим временем, иметь практические навыки и, главное, желание. Капитану часто даже не нужен помощник в управлении парусами, нужен кто-то кто будет готовить, убираться, шить паруса. Человек, который сможет подменить капитана, когда он спит ночью, и разбудить в случае опасности. А еще здорово, если умеете играть на каком-то музыкальном инструменте. В море приходится веселить себя самостоятельно! — рассказала Ольга.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Узнавайте новости первыми, подпишитесь на наш телеграм-канал

Обсуждаем новости в нашем канале ВК. Подписывайтесь и оставайтесь на связи

Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал