Премия Рунета-2020
Самара
+20°
Boom metrics
Общество4 мая 2024 5:45

Достали из болота и вернули домой: история самарского штурмовика Ил-2, участвовавшего в боях Великой Отечественной войны

Как легендарный «летающий танк» оказался на пересечении Московского шоссе и пр. Кирова в Самаре
Памятник самолету Ил-2 установили на одной из главных магистралей Самары в 1975 году

Памятник самолету Ил-2 установили на одной из главных магистралей Самары в 1975 году

Фото: Google. Карты..

В этом году наша страна отметит 79-летнюю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Тогда пройти это тяжелейшее испытание нашим прадедам помогли патриотизм и сплоченность. Пока одни герои отправлялись на фронт, другие трудились в тылу. Каждый город принес свой вклад в Победу над фашизмом. И Куйбышев, конечно, не исключение.

Наш город не только был «запасной столицей» и убежищем, но и стал тыловым и промышленным центром. Так, в первые годы войны сюда было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов. Символом того времени и вклада города на Волге в Победу в Великой Отечественной войне стал штурмовик Ил-2. Тот самый самолет, который встречает нас каждый раз, когда мы проезжаем по пересечению Московского шоссе и проспекта Кирова, то самое место, мимо которого не проскочит ни один свадебный кортеж. «Летающий танк» стал советской легендой. Кратко расскажем, откуда летающую машину привезли в Самару и кто решил перенести штурмовик с родного завода на главную магистраль.

Ил-2 мог развивать скорость до 400 км/ч

Самара (Куйбышев) в годы Великой Отечественной войны превратилась в мощный военно-промышленный город. Накануне битвы за Москву сюда по приказу Государственного комитета обороны эвакуировали правительственные органы и часть военных управлений. Так, в 1941 году город на Волге стал «запасной столицей» СССР. Но не только этим прославилась самарская земля в военное время. Здесь с 1941 по 1945 год сразу на нескольких заводах кипело производство знаменитого самолета-штурмовика Ил-2. «Летающий танк», который был способен развивать скорость 400 км/ч и нести бомбовую нагрузку до 600 кг, строили именно в Куйбышеве.

В цеху работали подростки

В ноябре 1941 года воронежский завод № 18 имени Ворошилова (сейчас ОАО «Авиакор»), где уже около года Ил-2 был запущен в серийное производство, эвакуировали в Куйбышев. Меньше чем через месяц, 10 декабря, первый «летающий танк», построенный в Куйбышеве, совершил испытательный полет. А уже 29 декабря завод отправил 29 штурмовиков на фронт под Москву. Всего за годы войны в Куйбышеве выпустили более 15 тысяч единиц Ил-2. На тот момент на предприятии работали 14 670 человек. В основном в цеху трудились подростки допризывного возраста — выпускники фабрично-заводских училищ.

Ил-2 выпускали и на Государственном авиационном заводе № 1 (сейчас АО «РКЦ «Прогресс»), который также был эвакуирован в Куйбышев в 1941-м. Также на предприятии занимались изготовлением истребителя МиГ-3. В январе 1942 года машины участвовали в боях. За годы Великой отечественной войны завод изготовил более 11 тысяч штурмовиков Ил-2. За свой труд авиазавод № 1 был награжден орденом Красного Знамени.

«Летающий танк» достали из болота

Сегодня Ил-2 — символ Самары. Еще в 1975 году накануне Дня Победы на пересечении Московского шоссе и проспекта Кирова на семиметровом постаменте установили настоящий штурмовик с номером 1872932, который был построен как раз на авиационном заводе № 18. Его обнаружили в 1970-м в болотах Мурманской области.

Летающую машину сбили во время боя у озера Ориярви в 1943 году. Самолет был на вооружении 828 го Свирского ордена Суворова штурмового авиационного полка 260 й штурмовой авиационной дивизии. На его борту воевали летчик Котляровский и воздушный стрелок Мухин.

Рабочие авиационного завода смогли собрать легендарный штурмовик по кусочкам. Проект курировал главный архитектор города Алексей Моргун. Изначально машина располагалась вдоль проспекта Кирова носом на запад, что символизировало «с Безымянки — на фронт». После проект изменили из-за линии правительственной связи, проходящей по Московскому шоссе в районе Ипподрома. Тогда Ил-2 развернули на 90 градусов, чтобы не перекладывать линии.

Кстати, работы по поиску самолета легли на плечи ветерана завода Евгению Капустнику и будущего заведующего заводским музеем Валерия Быкова. Однако ни один из ранее найденных штурмовиков не подлежал восстановлению. Еще один интересный факт: до того, как Ил-2 попал на главную магистраль Самары, самолет украшал собой вход на завод № 18. Однако недолго. Местные власти приняли решение перенести исторический памятник на более видное место, да и чтобы не обидеть никого. Ведь в годы Великой Отечественной войны в создании «летающего танка» трудились и другие предприятия города.

К ЧИТАТЕЛЯМ

Узнавайте новости первыми, подпишитесь на наш телеграм-канал

Обсуждаем новости в нашем канале ВК. Подписывайтесь и оставайтесь на связи

Хотите больше историй и видео? Подпишитесь на наш дзен-канал