2017-11-29T20:32:24+03:00

Владимир Симбиркин: «Малый бизнес в Самарской области: какая помощь нужна предпринимателям?»

Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской областиВладимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области

Программа «Тема дня» на радио «Комсомольская правда» Самара»

Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области: «Малый бизнес в Самарской области: какая помощь нужна предпринимателям?». 3 часть

00:00
00:00

Гость: Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области

Ведущие: Екатерина Колесникова, Александра Лукьянова

Е.К.: - Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире самарская студия Радио «Комсомольская правда». Вы на волне 98,2 FM. В студии Екатерина Колесникова

А.Л.: - Сегодня наш гость - председатель союза предпринимателей Самарской области Владимир Симбиркин. Здравствуйте, Владимир Николаевич!

В.С.: - Здравствуйте!

Е.К.: - Тема нашей передачи: «Малый бизнес в Самарской области: какая помощь нужна предпринимателям?» Напомню, что на минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба вынесла предостережение врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову. Антимонопольная служба, услышав заявление главы региона о том, что власти намерены регулировать поставки продукции в область, встревожилась.

А.Л.: - Чтобы ввести наших слушателей в курс дела - небольшая справка. О том, ЧЕМ была недовольна антимонопольная служба и ЧТО ответил глава региона? Справка «КП».

СПРАВКА

Федеральная антимонопольная служба России предостерегла врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова от возможного нарушения закона о конкуренции. «Врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства», - говорится в сообщении ведомства.

Таким образом ФАС отреагировала на заявление Дмитрия Азарова, в котором он сообщил в СМИ о планах регионального правительства участвовать в работе ритейлеров в формировании ассортимента продаваемых товаров.

Позже глава региона сказал, что правительство «внимательно изучит, что же именно насторожило коллег из ФАС».

ЦИТАТА «Но моя задача как губернатора - в том, чтобы все предприятия, которые есть в Самарской области, работали. Чтобы мы производили как можно больше продукции, а это, естественно, возможно только в одном случае: если будут появляться новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные. Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособна», КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Е.К.: - Владимир Николаевич, как вы считаете, в нашем регионе хорошо работает закон о конкуренции? Не душат ли «варягов» местные производители?

В.С.: - Когда я услышал о том, что ФАС сделала замечание Дмитрию Азарову, то был, откровенно говоря, удивлен. Куда смотрела ФАС раньше?

Е.К.: - До сентября 2017 года?

В.С.: - Да, до того, как Азаров заступил на свой пост. В Самарской области идет откровенное давление на малый бизнес и на местного производителя. Мы неоднократно поднимали вопрос о процентном соотношении сетей в Самаре. Я запрашивал у прокуратуры на Первом открытом форуме прокуратуры и бизнеса оценить это соотношение. Одна сеть не должна занимать более 25% от общего объема рынка. Однако ни от прокуратуры, ни от Департамента торговли мы пока ответа не получили. Тем более ФАС, насколько я понимаю, в это дело вообще не вмешивается.

А.Л.: - А в чем вы увидели нарушение? У нас какое соотношение?

В.С.: - Наверное, не надо надевать очки, чтобы видеть, что в каждом доме у нас исключительно магазины «Магниты» и «Пятерочки». И в этих магазинах, к сожалению, отсутствует местная продукция. И, кстати, вот по местной продукции я писал письмо главному федеральному инспектору в Самарской области Сергею Чабану с просьбой посмотреть, почему в данных сетях отсутствует продукция макаронной фабрики «Верола». Это крупнейшая фабрика, и не только среди самарских производителей.

Е.К.: - Что вам ответил Сергей Чабан?

В.С.: - Я, к сожалению, не помню, что конкретно было в ответе. Но положительного ничего не было. Это проблемы местного производителя.

А.Л.: - То есть самарские макароны на нашем рынке не продаются?

В.С.: - Продаются. Но большая часть продукции уходит в другие регионы. Когда у меня было очень крупное предприятие по оптово-розничной торговле, я был одним из крупнейших дилеров этой макаронной фабрики. И макароны «Веролы» присутствовали везде - и на рынках, и в магазинах.

Е.К.: - Это до какого года было, Владимир Николаевич?

В.С.: - Примерно лет семь назад это было. Тогда я прекратил свою торговлю по одной простой причине: начались усиленные проверки. Последней каплей стало заявление ветнадзора. Ведомство заявило, что теперь будут проверять крупы на сорность. А заглянуть в каждый мешок стоило 50 рублей. После этого я свои производства закрыл.

А.Л.: - А как можно помочь местному производителю? Какие первоочередные шаги должен предпринять сейчас Дмитрий Азаров?

В.С.: - Я бы хотел, чтобы та земля, на которой стоят наши маленькие магазинчики, была нам отдана в собственность. После этого я смогу построить капитальный магазин, в котором будут однозначно присутствовать местные производители. Что делаем мы как профсоюз? Мы знаем много производителей в районах. У них свои фермы и свое производство. И я просил несколько предпринимателей, у которых имеются магазины, брать на реализацию эту продукцию. Могу привести в пример также то, что было в 1997 - 1998 гг . Департамент торговли проводил совещания, на которые приглашали глав районов и сельских поселений. Существовала программа «Город-село». Мы встречались с производителями и обсуждали, каким образом мы будем реализовывать продукцию, произведенную именно в наших селах. Однако в последние годы департамент торговли стал репрессивным органом по уничтожению местного производителя.

Е.К.: - А в чем это выражается?

В.С.: - Выражается это в том, что местному производителю в торговые сети войти почти невозможно. Например, мы общались с владельцем «Фон Бекон». Он сказал: «Я зашел в сеть, и, слава Богу, что вышел оттуда живым».

Е.К.: - Была какая-то драматическая история?

В.С.: - Я не знаю подробностей, но представляю, какими драконовскими методами действовали эти сети.

А.Л.: - Что это за методы? Мы не знаем. Расскажите.

В.С.: - Во-первых, сети накладывают огромные штрафы, если продукция была поставлена не вовремя. Во-вторых, расчет с поставщиками осуществляется только через четыре месяца после поставки. Поэтому и должно быть очень много маленьких магазинов, в которых должны присутствовать местные производители. Когда строился ЖК «Надежда» на четвертой просеке, я видел, что на первых этажах было много площадок под торговлю. Смотрел и радовался, что там будут наши производители. Недавно заехал туда и увидел, что на просеке очередное засилье «Магнитов», «Пятерочек» и «Пчелки».

А.Л.: - Владимир Николаевич, вы вспомнили 1997 - 98 гг. Это только в эти годы департамент потребрынка поддерживал предпринимателей? 20 лет прошло.

В.С.: - Мы встречались с департаментом и в 2000 годах и тоже получали помощь. В то время мы активно сотрудничали с администрацией Промышленного района.

Е.К.: - Почему департамент потребрынка изменил курс своей политики по отношению к местным предпринимателям? Ведь было все хорошо. Вас все устраивало. Что произошло потом?

В.С.: - Курс изменился не на уровне районов, а на уровне города все же. Видимо, появилась заинтересованность в том, чтобы на самарский рынок стали заходить сети.

Е.К.: - Владимир Николаевич, о каких объемах вообще идет речь? Сколько места на рынке нужно местным производителям?

В.С.: - Не могу сказать точно в цифрах. Но могу сказать, что в каждом городе у каждого крупного торгового центра должен быть продуктовый рынок, где торгуют продукцией местного производителя. Это слова министра Дениса Мантурова. Что мы видим в действительности?

Е.К.: - Рынки уничтожают.

В.С.: - Например, у ТЦ «Вива Ленд» стоял большой рынок. Он никому не мешал. Его вывезли за два дня. Теперь площадка пустует.

А.Л.: - Свежий пример - рынок в 15-м микрорайоне. А в профсоюз предпринимателей обращались эти торговцы?

В.С.: - Нет, к нам не обращались.

А.Л.: - Какие рынки сбыта могут искать самарские производители? Вот ярмарки помогают, например?

В.С.: - Ярмарки - временное явление. Они приурочены к сбору урожая. Я считаю, что они должны быть круглогодичными. Местное самоуправление должно создавать условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства. У предпринимателей должна быть опора. А сейчас департамент потребрынка пока усиленно только борется с левой водкой.

А.Л.: - Но предприниматели ведь не инертны. Вы выступаете с какими-то инициативами перед администрацией?

Е.К.: - Вас слышат?

В.С.: - Мы очень благодарны Дмитрию Азарову за его стремление поддержать местного производителя и надеемся сейчас на плодотворное сотрудничество. Приведу еще один, к сожалению, негативный пример. Несколько лет назад мы решили организовать в селе Чубовка пункт приема молока. Нашли заброшенное помещение и начали работать. Через год работы узнали, что администрация поселка выставила это помещение на торги. Я выступил с обращением продлить нам аренду данного помещения без торгов. К обоюдному выгодному решению мы так и не пришли. Владельцы предприятия вывезли свое оборудование из помещения, и оно стоит пустым. Что необходимо малому бизнесу сейчас? Во-первых, надо поддерживать местного производителя: дать возможность получать землю и помещения без торгов. Арендная плата должна быть символической.

А.Л.: - Что будет делать правительство? О том, как будут поддерживать сельхозпроизводителей, в эфире Радио «КП» нам рассказал Алексей Попов, врио министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

О планах: На ближайшую перспективу планируем интенсивно оказывать поддержку всем видам овощеводства, поддерживать выращивание овощей открытого и закрытого грунта, поддерживать строительство складов, мелиоративных систем. Потому что на мелиорации производится основной объем овощей. Мы продолжим стимулировать закладку новых садов, чтобы получить плодоовощную продукцию в полном объеме. И основная задача - привлечение инвесторов для строительства молочных комплексов. Если у нас появятся современные животноводческие комплексы, мы сможем обеспечить себя продукцией. Есть программа поддержки на региональном уровне, и мы можем привлечь средства федерального бюджета. Сегодня нужно привлечь внутренних инвесторов в регионе или внешних, чтобы эти проекты реализовать. Сформировано несколько площадок в Шенталинском, Борском, Богатовском, Ставропольском районах. Мы сегодня инвестору можем предложить достаточно выгодные условия, чтобы построить комплексы на этих площадках.

А.Л.: - Инвесторов для строительства животноводческих комплексов ищут. Но почему же они не идут в регион?

В.С.: - За последние годы инвестиционная привлекательность нашего региона опустилась на 65-е место. Для того чтобы инвесторы шли, надо их убедить в том, что их действительно ждут. Вот, например, мы ездили в Ульяновск. Предлагают под торговлю различные площадки. К каждой из них ведет асфальтированная дорога, подведены все коммуникации. Льготные условия.

Е.К.: - Большая разница в Самарской области между тарифами и кадастровой стоимостью земли?

В.С.: - Космическая разница. В Ульяновской области -0,2% от кадастровой стоимости аренды земли. В Самарской области - почти равна кадастровой стоимости. Я спрашивал в Самаре: «Почему такая разница в отношении к предпринимателям в регионах?» Мне ответили в департаменте потребрынка: «А потому что в Ульяновске нет нефти».

Е.К.: - В продолжение темы еще один комментарий нашего эксперта. Старший аналитик «ФридомФинанс» Богдан Зварич - о том, что необходимо малому и среднему бизнесу в первую очередь?

Комментарий Богдана Зварича: «Первое, это снижение административных барьеров, за которые у нас отвечают либо руководство страны, либо региона. И если этих барьеров много, то это приводит к ухудшению инвестклимата региона и соответственно к меньшему желанию бизнесменов создавать предприятия на территории этого региона. Второе необходимое условие - кредиты по низким ставкам. Кредиты, например, под 20% - очень невыгодны компаниям. Они не дадут им развиться. Третье требование - развитая инфраструктура. Это пути транспортировки продукции, товаров и услуг. Плюс к этому, развитая инфраструктура повышает качество жизни самого населения и делает регион более привлекательным».

А.Л.: - Это был Богдан Зварич - о трех слагаемых успешного развития малого и среднего бизнеса.

Е.К.: - Что думаете, Владимир Николаевич?

А.Л.: - Да и достаточно ли этих трех составляющих - снижение административных барьеров, кредиты по низким ставкам и развитая инфраструктура?

В.С.: - Административные барьеры. Почему-то местный малый бизнес наша власть не любит. Та власть, которая была до Дмитрия Азарова. Не любила, а потому пыталась всеми способами от него избавиться. Пример из моей жизни. У меня стоит небольшой магазин. Узнаю, что на продажу выставляют соседний. Я его хочу тоже купить, чтобы потом на площадке построить один большой магазин. Получаю ответ из администрации: «Нецелесообразно. Большой магазин не нужен». И тут пример в противовес. Ул. Стара-Загора и Демократическая, где вырезаются дубы и строят торговый центр. Хотя напротив через дорогу уже есть большой такой же центр. Это целесообразно. Далее, кредиты. Сейчас у нас есть Гарантийный Фонд Самарской области (ГФСО), который выдает предпринимателям кредиты под разумные проценты и на долгий срок. Но эти кредиты не востребованы. Брать некому деньги. Про инфраструктуру. Проблем с подключением коммуникаций нет. Землю не предоставляют, и развиваться не получается.

Е.К.: - Я полагаю, что важно упомянуть и высокую кадастровую стоимость земли, верно? Это достаточно веская причина, на мой взгляд. Что не так в регионе? Почему настолько завышенные расценки на землю в Самаре?

В.С.: - Оценку кадастровой стоимости земли заказывает региональное правительство. И все действия предыдущего правительства были направлены на сокращение экономики Самарской области.

А.Л.: - То есть получается, что инфраструктура есть, кредиты доступные, а все упирается в административные барьеры?

В.С.: - Да, получается так.

Е.К.: - Какие еще альтернативы предлагает власти для местных производителей?

А.Л.: - А власти предлагают ярмарки. В городе в этом году было 19 ярмарок. При этом главную, самую известную на площади имени Куйбышева закрыли из-за ремонта. В следующем году, во время проведения чемпионата, она будет открыта для болельщиков и вряд ли открыта для предпринимателей. 19 ярмарок на город-миллионник - это много или мало? Как там размещаются самарские производители?

В.С.: - На ярмарках торгуют в основном перекупщики.

Е.К.: - Вообще интересно, как сейчас помогают малым и средним предприятиям городские власти. В бытность Самары, когда мэром был еще Дмитрий Азаров, проводились какие-то совещания с предпринимателями. С Фурсовым, по-моему, этого не было. Городская власть новая, может, уделит внимание мелким бизнесменам, как думаете?

В.С.: - Когда сити-менеджером был Олег Фурсов, мы неоднократно писали письма и просили о встречах. Нам было отказано.

Е.К.: - Будем надеяться, что новый мэр, имя которого станет известно 23 декабря, все же активизирует работу и с бизнес-сообществом, и с союзом предпринимателей. А мы увидим улучшения в этой сфере.

В.С.: - Мы говорили о том, что надо строить перерабатывающие комплексы. По периметру города. Также мы предлагали сделать районы-побратимы. Например, Промышленный район Самары и Кинельский район. Главы могли бы решать вопросы по сбыту продукции совместно. Предприниматели очень хотят работать и развиваться.

Слушайте также

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Московская студия 8-800-200-97-02
+7 (967) 200-97-02 +7 (967) 200-97-02
Региональная студия +7 (846) 379-39-39+7 (927) 790-09-60
СЛУШАЙТЕ ТАКЖЕ