Премия Рунета-2020
Самара
+25°
Boom metrics

Владимир Симбиркин: «Малый бизнес в Самарской области: какая помощь нужна предпринимателям?»

Программа «Тема дня» на радио «Комсомольская правда» Самара»
Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области

Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области

Гость: Владимир Симбиркин, председатель союза предпринимателей Самарской области

Ведущие: Екатерина Колесникова, Александра Лукьянова

Е.К.: - Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире самарская студия Радио «Комсомольская правда». Вы на волне 98,2 FM. В студии Екатерина Колесникова

А.Л.: - Сегодня наш гость - председатель союза предпринимателей Самарской области Владимир Симбиркин. Здравствуйте, Владимир Николаевич!

В.С.: - Здравствуйте!

Е.К.: - Тема нашей передачи: «Малый бизнес в Самарской области: какая помощь нужна предпринимателям?» Напомню, что на минувшей неделе Федеральная антимонопольная служба вынесла предостережение врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову. Антимонопольная служба, услышав заявление главы региона о том, что власти намерены регулировать поставки продукции в область, встревожилась.

А.Л.: - Чтобы ввести наших слушателей в курс дела - небольшая справка. О том, ЧЕМ была недовольна антимонопольная служба и ЧТО ответил глава региона? Справка «КП».

СПРАВКА

Федеральная антимонопольная служба России предостерегла врио губернатора Самарской области Дмитрия Азарова от возможного нарушения закона о конкуренции. «Врио губернатора Самарской области Дмитрию Азарову выдано предостережение о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства», - говорится в сообщении ведомства.

Таким образом ФАС отреагировала на заявление Дмитрия Азарова, в котором он сообщил в СМИ о планах регионального правительства участвовать в работе ритейлеров в формировании ассортимента продаваемых товаров.

Позже глава региона сказал, что правительство «внимательно изучит, что же именно насторожило коллег из ФАС».

ЦИТАТА «Но моя задача как губернатора - в том, чтобы все предприятия, которые есть в Самарской области, работали. Чтобы мы производили как можно больше продукции, а это, естественно, возможно только в одном случае: если будут появляться новые рабочие места, в том числе высокопроизводительные. Я сделаю все, чтобы именно продукция самарских предприятий была конкурентоспособна», КОНЕЦ ЦИТАТЫ

Е.К.: - Владимир Николаевич, как вы считаете, в нашем регионе хорошо работает закон о конкуренции? Не душат ли «варягов» местные производители?

В.С.: - Когда я услышал о том, что ФАС сделала замечание Дмитрию Азарову, то был, откровенно говоря, удивлен. Куда смотрела ФАС раньше?

Е.К.: - До сентября 2017 года?

В.С.: - Да, до того, как Азаров заступил на свой пост. В Самарской области идет откровенное давление на малый бизнес и на местного производителя. Мы неоднократно поднимали вопрос о процентном соотношении сетей в Самаре. Я запрашивал у прокуратуры на Первом открытом форуме прокуратуры и бизнеса оценить это соотношение. Одна сеть не должна занимать более 25% от общего объема рынка. Однако ни от прокуратуры, ни от Департамента торговли мы пока ответа не получили. Тем более ФАС, насколько я понимаю, в это дело вообще не вмешивается.

А.Л.: - А в чем вы увидели нарушение? У нас какое соотношение?

В.С.: - Наверное, не надо надевать очки, чтобы видеть, что в каждом доме у нас исключительно магазины «Магниты» и «Пятерочки». И в этих магазинах, к сожалению, отсутствует местная продукция. И, кстати, вот по местной продукции я писал письмо главному федеральному инспектору в Самарской области Сергею Чабану с просьбой посмотреть, почему в данных сетях отсутствует продукция макаронной фабрики «Верола». Это крупнейшая фабрика, и не только среди самарских производителей.

Е.К.: - Что вам ответил Сергей Чабан?

В.С.: - Я, к сожалению, не помню, что конкретно было в ответе. Но положительного ничего не было. Это проблемы местного производителя.

А.Л.: - То есть самарские макароны на нашем рынке не продаются?

В.С.: - Продаются. Но большая часть продукции уходит в другие регионы. Когда у меня было очень крупное предприятие по оптово-розничной торговле, я был одним из крупнейших дилеров этой макаронной фабрики. И макароны «Веролы» присутствовали везде - и на рынках, и в магазинах.

Е.К.: - Это до какого года было, Владимир Николаевич?

В.С.: - Примерно лет семь назад это было. Тогда я прекратил свою торговлю по одной простой причине: начались усиленные проверки. Последней каплей стало заявление ветнадзора. Ведомство заявило, что теперь будут проверять крупы на сорность. А заглянуть в каждый мешок стоило 50 рублей. После этого я свои производства закрыл.

А.Л.: - А как можно помочь местному производителю? Какие первоочередные шаги должен предпринять сейчас Дмитрий Азаров?

В.С.: - Я бы хотел, чтобы та земля, на которой стоят наши маленькие магазинчики, была нам отдана в собственность. После этого я смогу построить капитальный магазин, в котором будут однозначно присутствовать местные производители. Что делаем мы как профсоюз? Мы знаем много производителей в районах. У них свои фермы и свое производство. И я просил несколько предпринимателей, у которых имеются магазины, брать на реализацию эту продукцию. Могу привести в пример также то, что было в 1997 - 1998 гг . Департамент торговли проводил совещания, на которые приглашали глав районов и сельских поселений. Существовала программа «Город-село». Мы встречались с производителями и обсуждали, каким образом мы будем реализовывать продукцию, произведенную именно в наших селах. Однако в последние годы департамент торговли стал репрессивным органом по уничтожению местного производителя.

Е.К.: - А в чем это выражается?

В.С.: - Выражается это в том, что местному производителю в торговые сети войти почти невозможно. Например, мы общались с владельцем «Фон Бекон». Он сказал: «Я зашел в сеть, и, слава Богу, что вышел оттуда живым».

Е.К.: - Была какая-то драматическая история?

В.С.: - Я не знаю подробностей, но представляю, какими драконовскими методами действовали эти сети.

А.Л.: - Что это за методы? Мы не знаем. Расскажите.

В.С.: - Во-первых, сети накладывают огромные штрафы, если продукция была поставлена не вовремя. Во-вторых, расчет с поставщиками осуществляется только через четыре месяца после поставки. Поэтому и должно быть очень много маленьких магазинов, в которых должны присутствовать местные производители. Когда строился ЖК «Надежда» на четвертой просеке, я видел, что на первых этажах было много площадок под торговлю. Смотрел и радовался, что там будут наши производители. Недавно заехал туда и увидел, что на просеке очередное засилье «Магнитов», «Пятерочек» и «Пчелки».

А.Л.: - Владимир Николаевич, вы вспомнили 1997 - 98 гг. Это только в эти годы департамент потребрынка поддерживал предпринимателей? 20 лет прошло.

В.С.: - Мы встречались с департаментом и в 2000 годах и тоже получали помощь. В то время мы активно сотрудничали с администрацией Промышленного района.

Е.К.: - Почему департамент потребрынка изменил курс своей политики по отношению к местным предпринимателям? Ведь было все хорошо. Вас все устраивало. Что произошло потом?

В.С.: - Курс изменился не на уровне районов, а на уровне города все же. Видимо, появилась заинтересованность в том, чтобы на самарский рынок стали заходить сети.

Е.К.: - Владимир Николаевич, о каких объемах вообще идет речь? Сколько места на рынке нужно местным производителям?

В.С.: - Не могу сказать точно в цифрах. Но могу сказать, что в каждом городе у каждого крупного торгового центра должен быть продуктовый рынок, где торгуют продукцией местного производителя. Это слова министра Дениса Мантурова. Что мы видим в действительности?

Е.К.: - Рынки уничтожают.

В.С.: - Например, у ТЦ «Вива Ленд» стоял большой рынок. Он никому не мешал. Его вывезли за два дня. Теперь площадка пустует.

А.Л.: - Свежий пример - рынок в 15-м микрорайоне. А в профсоюз предпринимателей обращались эти торговцы?

В.С.: - Нет, к нам не обращались.

А.Л.: - Какие рынки сбыта могут искать самарские производители? Вот ярмарки помогают, например?

В.С.: - Ярмарки - временное явление. Они приурочены к сбору урожая. Я считаю, что они должны быть круглогодичными. Местное самоуправление должно создавать условия для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия, содействию развития малого и среднего предпринимательства. У предпринимателей должна быть опора. А сейчас департамент потребрынка пока усиленно только борется с левой водкой.

А.Л.: - Но предприниматели ведь не инертны. Вы выступаете с какими-то инициативами перед администрацией?

Е.К.: - Вас слышат?

В.С.: - Мы очень благодарны Дмитрию Азарову за его стремление поддержать местного производителя и надеемся сейчас на плодотворное сотрудничество. Приведу еще один, к сожалению, негативный пример. Несколько лет назад мы решили организовать в селе Чубовка пункт приема молока. Нашли заброшенное помещение и начали работать. Через год работы узнали, что администрация поселка выставила это помещение на торги. Я выступил с обращением продлить нам аренду данного помещения без торгов. К обоюдному выгодному решению мы так и не пришли. Владельцы предприятия вывезли свое оборудование из помещения, и оно стоит пустым. Что необходимо малому бизнесу сейчас? Во-первых, надо поддерживать местного производителя: дать возможность получать землю и помещения без торгов. Арендная плата должна быть символической.

А.Л.: - Что будет делать правительство? О том, как будут поддерживать сельхозпроизводителей, в эфире Радио «КП» нам рассказал Алексей Попов, врио министра сельского хозяйства и продовольствия Самарской области.

О планах: На ближайшую перспективу планируем интенсивно оказывать поддержку всем видам овощеводства, поддерживать выращивание овощей открытого и закрытого грунта, поддерживать строительство складов, мелиоративных систем. Потому что на мелиорации производится основной объем овощей. Мы продолжим стимулировать закладку новых садов, чтобы получить плодоовощную продукцию в полном объеме. И основная задача - привлечение инвесторов для строительства молочных комплексов. Если у нас появятся современные животноводческие комплексы, мы сможем обеспечить себя продукцией. Есть программа поддержки на региональном уровне, и мы можем привлечь средства федерального бюджета. Сегодня нужно привлечь внутренних инвесторов в регионе или внешних, чтобы эти проекты реализовать. Сформировано несколько площадок в Шенталинском, Борском, Богатовском, Ставропольском районах. Мы сегодня инвестору можем предложить достаточно выгодные условия, чтобы построить комплексы на этих площадках.

А.Л.: - Инвесторов для строительства животноводческих комплексов ищут. Но почему же они не идут в регион?

В.С.: - За последние годы инвестиционная привлекательность нашего региона опустилась на 65-е место. Для того чтобы инвесторы шли, надо их убедить в том, что их действительно ждут. Вот, например, мы ездили в Ульяновск. Предлагают под торговлю различные площадки. К каждой из них ведет асфальтированная дорога, подведены все коммуникации. Льготные условия.

Е.К.: - Большая разница в Самарской области между тарифами и кадастровой стоимостью земли?

В.С.: - Космическая разница. В Ульяновской области -0,2% от кадастровой стоимости аренды земли. В Самарской области - почти равна кадастровой стоимости. Я спрашивал в Самаре: «Почему такая разница в отношении к предпринимателям в регионах?» Мне ответили в департаменте потребрынка: «А потому что в Ульяновске нет нефти».

Е.К.: - В продолжение темы еще один комментарий нашего эксперта. Старший аналитик «ФридомФинанс» Богдан Зварич - о том, что необходимо малому и среднему бизнесу в первую очередь?

Комментарий Богдана Зварича: «Первое, это снижение административных барьеров, за которые у нас отвечают либо руководство страны, либо региона. И если этих барьеров много, то это приводит к ухудшению инвестклимата региона и соответственно к меньшему желанию бизнесменов создавать предприятия на территории этого региона. Второе необходимое условие - кредиты по низким ставкам. Кредиты, например, под 20% - очень невыгодны компаниям. Они не дадут им развиться. Третье требование - развитая инфраструктура. Это пути транспортировки продукции, товаров и услуг. Плюс к этому, развитая инфраструктура повышает качество жизни самого населения и делает регион более привлекательным».

А.Л.: - Это был Богдан Зварич - о трех слагаемых успешного развития малого и среднего бизнеса.

Е.К.: - Что думаете, Владимир Николаевич?

А.Л.: - Да и достаточно ли этих трех составляющих - снижение административных барьеров, кредиты по низким ставкам и развитая инфраструктура?

В.С.: - Административные барьеры. Почему-то местный малый бизнес наша власть не любит. Та власть, которая была до Дмитрия Азарова. Не любила, а потому пыталась всеми способами от него избавиться. Пример из моей жизни. У меня стоит небольшой магазин. Узнаю, что на продажу выставляют соседний. Я его хочу тоже купить, чтобы потом на площадке построить один большой магазин. Получаю ответ из администрации: «Нецелесообразно. Большой магазин не нужен». И тут пример в противовес. Ул. Стара-Загора и Демократическая, где вырезаются дубы и строят торговый центр. Хотя напротив через дорогу уже есть большой такой же центр. Это целесообразно. Далее, кредиты. Сейчас у нас есть Гарантийный Фонд Самарской области (ГФСО), который выдает предпринимателям кредиты под разумные проценты и на долгий срок. Но эти кредиты не востребованы. Брать некому деньги. Про инфраструктуру. Проблем с подключением коммуникаций нет. Землю не предоставляют, и развиваться не получается.

Е.К.: - Я полагаю, что важно упомянуть и высокую кадастровую стоимость земли, верно? Это достаточно веская причина, на мой взгляд. Что не так в регионе? Почему настолько завышенные расценки на землю в Самаре?

В.С.: - Оценку кадастровой стоимости земли заказывает региональное правительство. И все действия предыдущего правительства были направлены на сокращение экономики Самарской области.

А.Л.: - То есть получается, что инфраструктура есть, кредиты доступные, а все упирается в административные барьеры?

В.С.: - Да, получается так.

Е.К.: - Какие еще альтернативы предлагает власти для местных производителей?

А.Л.: - А власти предлагают ярмарки. В городе в этом году было 19 ярмарок. При этом главную, самую известную на площади имени Куйбышева закрыли из-за ремонта. В следующем году, во время проведения чемпионата, она будет открыта для болельщиков и вряд ли открыта для предпринимателей. 19 ярмарок на город-миллионник - это много или мало? Как там размещаются самарские производители?

В.С.: - На ярмарках торгуют в основном перекупщики.

Е.К.: - Вообще интересно, как сейчас помогают малым и средним предприятиям городские власти. В бытность Самары, когда мэром был еще Дмитрий Азаров, проводились какие-то совещания с предпринимателями. С Фурсовым, по-моему, этого не было. Городская власть новая, может, уделит внимание мелким бизнесменам, как думаете?

В.С.: - Когда сити-менеджером был Олег Фурсов, мы неоднократно писали письма и просили о встречах. Нам было отказано.

Е.К.: - Будем надеяться, что новый мэр, имя которого станет известно 23 декабря, все же активизирует работу и с бизнес-сообществом, и с союзом предпринимателей. А мы увидим улучшения в этой сфере.

В.С.: - Мы говорили о том, что надо строить перерабатывающие комплексы. По периметру города. Также мы предлагали сделать районы-побратимы. Например, Промышленный район Самары и Кинельский район. Главы могли бы решать вопросы по сбыту продукции совместно. Предприниматели очень хотят работать и развиваться.