Премия Рунета-2020
Самара
+9°
Boom metrics
Общество14 мая 2022 6:00

«Продвигать личный бренд - необходимо»: самарский бизнес-тренер рассказал, как научиться много зарабатывать

Самарский бизнес-тренер Антон Прасковьин рассказал, почему на личность клюют больше, чем на товар
Самарский бизнес-тренер и предпрениматель Антон Прасковьин поделился секретами ведения бизнеса и рассказал, почему на личность клюют больше, чем на товар

Самарский бизнес-тренер и предпрениматель Антон Прасковьин поделился секретами ведения бизнеса и рассказал, почему на личность клюют больше, чем на товар

Фото: Марина МАКГВАЙ

Социальные сети плотно вошли в нашу жизнь. Некоторые делятся со своими друзьями и подписчиками буквально каждой секундой своей жизни. А кто-то использует соцсети для продвижения своего бизнеса – маленького или не очень. Кому-то искусство SMM кажется нереальным, кто-то записывается на курсы, а некоторые пробуют все делать самостоятельно методом проб и ошибок. Журналисты «КП-Самара» решили поинтересоваться у профессионала, зачем вообще продвигать свои товары и услуги в соцсетях и как добиться в этом успеха. С такими вопросами они обратились к предпринимателю, бизнес-тренеру Антону Прасковьину.

Многие сейчас говорят, что нужно продвигать себя и свой личный бренд. Где лежат границы между продвижением бренда и себя как бренда? И что выгоднее?

- Сложно сказать, что выгоднее. Если мы говорим об услугах – там однозначно необходимо продвигать личный бренд. Возьмем в пример самое простое – девушка обучилась делать маникюр и начала этим заниматься. Ей нужно наращивать клиентскую базу. Услуги так устроены, что мы там идем на человека. Я в свое время занимался туристическим бизнесом и помню наглядно, когда приходили клиенты и говорили, что им порекомендовали конкретного менеджера, а не агентство. И это нам подсказка, что в услугах личный бренд имеет колоссальное значение. В товарном бизнесе личный бренд тоже может работать, просто там он не так критичен. Я не говорю, что нет бизнесов, которые оказывают услуги, и у которых нет личного бренда, но примеры успешных бизнесов чаще всего основывается на личном бренде. Он усиливает. Но это подходит не всем – мы все разные по психотипу, и есть люди, которым это нравится и они по природе экстраверты, а есть люди более закрытые.

Есть какие-то запреты на популяризацию личного бренда? Какие темы лучше не затрагивать при продвижении собственного бренда?

- Занимаясь продвижением через личный бренд, нужно понимать главное – мы, как человек, знаем, что не всем нравимся. Кому-то нравимся, кому-то нейтральны, а кому-то не нравимся по тем или иным причинам. Некоторые люди очень чувствительно на это реагируют. Есть такая старая пословица, которую приписывают Махатма Ганди – «Сначала вас не замечают, потом над вами смеются, потом с вами борются, а потом вы побеждаете». То есть если вас заметили какие-то тролли и хейтеры – небольшой процент от общего количества – это нормально. Они и у меня тоже есть. С ними можно подружиться и гармонично существовать. Еще важно понять, о чем вам комфортно писать и что публиковать. Если вы печете тортики – почему бы не рассказывать про своего ребенка? Если вам комфортно об этом рассказывать. Другие мамы увидят, что вы тоже мама и пойдут на вас активнее. Суть личного бренда в том, чем больше вы себя проявляете в соцсетях как личность, тем больше вы привлекаете людей, которым нравитесь вы. И самая высшая степень продвижения личного бренда – когда хотят купить именно у вас, а не ваш продукт или услугу. Чтобы человек сказал «Ты мне настолько нравишься, что я хочу именно у тебя тортик купить. Пусть у другой тортик красивее, но я хочу к тебе». Самые нейтральные направления того, о чем вы помимо своего бизнеса можете рассказывать – о спорте, о хобби.

Это нужно вплетать в канву бренда?

- Здесь, на самом деле, каждую публикацию, каждую сторис можно так или иначе привязать к своему направлению, своему бизнесу. Есть такая техника «речевая импровизация», когда можно взять любую тематику и перейти от нее к совершенно другой, которая вроде бы логически с ней не связана. Этот навык со временем формируется. И из любой темы или события можно вывести на те самые ваши тортики. А если вы будете писать только про тортики – людям станет скучно, ведь каждый день им торты не нужны.

Какой контент сейчас превалирует – видео или фото?

- Тут нет очевидного ответа. Сейчас появилось очень много видеографов, которые снимают на хороший телефон, монтируют там же в телефоне и получается хорошо, качества для соцсетей вполне хватает. Есть бизнесы, где словами сложно описать, лучше показать. Соответственно в таких бизнесах нужны и фото, и видео. Продающее видео – оно иллюстративно. Видео хорошо работает в товарном бизнесе, когда людям просто легче показать товар, рассказывая о нем в процессе. Так называемые форматы «Магазин на диване» - он один из лучших в товарном бизнесе работает. Формат видео вызывает больше доверия, его сложнее украсть. Плюс ко всему оно гораздо информативнее – за 10 секунд видео вы узнаете больше, чем из фотографии.

Помимо этого есть еще текст. Что с ним?

- Если продолжать тему видео – самый очевидный вариант, когда в видео идут вставки, так называемые субтитры. Потому что сейчас не все включают звук, не все имеют возможность включить звук, поэтому желательно субтитры сделать на видео – есть даже специальные приложения, которые это автоматически делают. А по поводу текста в целом – без текста нельзя. Сейчас, например, если говорить о нашем любимом «Вконтакте» - последние нововведения рекламные отменили возможность в рекламе использовать смайлики.

Это плохо?

- С помощью смайликов можно подчеркивать самые важные моменты, добавлять эмоции. Ими удобно размечать абзацы. Поэтому текст нужен, копирайтинг важен, это важная составляющая продвижения в социальных сетях. И писать нужно уметь. И не бойтесь этому учиться, если не обладаете таким навыком. И не забывайте больше читать.

Насколько важно быть в одном информполе с конкурентами?

- Это очень важно. Это делают и блогеры, и рекламщики, и таргетологи. Это позволяет сделать выводы, какие форматы работают лучше. Поэтому конкурентный анализ – это одна из составляющих маркетинга.

Стоит ли сейчас продвигать сайты в соцсетях? Или же соцсети стали приоритетным направлением для брендов, и сайты уходят в прошлое?

- Зависит от направления бизнеса. Если мы говорим о тех же тортиках, маникюре, фитнес-тренерстве – им сайт и не нужен. Он может быть, но когда все остальное уже сделано. Но если мы говорим о компании, которая поставляет и монтирует всякие кровельные материалы для промышленных зданий – им было бы странно не иметь сайта. Это то же самое, как мы ожидаем увидеть у крупной компании либо городской номер, либо 8-800, то есть некий стереотип. Сайты – это тоже рабочий инструмент, они работают до сих пор. А что касается продвижения в соцсетях – люди, сидящие в соцсети, хотят оставаться внутри этой соцсети. То есть лучше использовать имеющиеся инструменты для «приземления» людей.

Часто сейчас встречается формулировка «грамотный контент». А как понять, твой контент грамотный или нет?

- Это фраза-клише, которая зависит от контекста. Одна из точек зрения: «грамотный контент» - это когда текст написан правильно с точки зрения русского языка. И если вы пишете тексты или решили писать тексты и знаете, что у вас есть проблемы с орфографией или пунктуацией – есть сервисы, которые укажут вам на ошибку. Другой вопрос, что под «грамотным контентом», как правило, подразумевается нечто более общее – контент, который вовлекает. Это текст, который продает, визуальная составляющая в форме фото и видео. Соответственно, «грамотный контент» должен закрывать цель, которая перед ним ставится. Если мы говорим про личный бренд, то нельзя продавать в лоб, особенно много. Также, нельзя делать репосты Вконтакте – это так называемый «smm-грех». Просто репосты набирают меньше охвата, приоритет отдается уникальному контенту.

Некоторые эксперты уверяют, что контент обязательно должен быть позитивным, иначе ты не достучишься до покупателя, если будешь разводить грусть. Так ли это?

- Позитивный контент должен быть. Но если вы всегда будете на абсолютнейшем позитиве – вы станете пластмассовым, потому что не бывает, чтобы человек всегда был позитивным. Мы все испытываем разный спектр эмоций, и когда вы хотите что-то написать не очень позитивное, но вы очень хотите про это написать – почему бы нет? Позитив не должен переходить в слащавость. Лучше, чтобы контент был полезный. А что касается продвижения бренда – там лучше либо нейтральную тематику делать, либо позитивную без фанатизма.

Является ли лайки показателем того, что тебя читают? Потому что, насколько я знаю, многие не ставят лайки.

- Тут важно понимать важный вопрос – люди с каждым годом становятся все более скупы на эти действия. Это тенденция времени – лайки приелись. При этом вас могут читать, у вас могут выявиться скрытые читатели, которые никогда не пишут комментарии и никогда не лайкают, но всегда читают. И это тоже нужно понимать и работать с собой. Комментарий гораздо сильнее, чем лайк.

Сейчас набирает популярность Телеграм как соцсеть. Что можешь рассказать про нее?

- Телеграм – это мессенджер, который обладает характеристикой социальной сети. Я сам говорю людям – не пишите мне в «телегу», потому я вас там потеряю. Просто я подписан на кучу каналов и сообщение просто теряется. Канал в Телеграм – способ продвигать бренд, если дело не касается официальной рекламы в самом мессенджере – как я слышал, порог вхождения у него не меньше миллиона рублей, а не каждый бизнес может это себе позволить.

Многие сейчас ушли из других соцсетей в Вк и «телегу» – работают ли там те же методы продвижения бренда?

- Связующим звеном там, очевидно, является контент. Потому что он есть во всех социальных сетях. Я даже в свое время писал статью «Контент – мать всего». Потому что контент как кровь в организме, без него площадка неживая. В канале в Телеграм всегда должна быть некая жизнь.

Как эксперт, какие лайфхаки можешь рассказать на тему таргета?

- Начнем с того, что такое таргет. Это таргетированная реклама, то есть официальная реклама, за которую платятся деньги. И реклама эта целевая, потому что от английского target – цель. В отличие от контекстной рекламы, которая показывается всем, кто вбил в поисковый запрос, в таргете вы выбираете пол, возраст, город, поведенческие характеристики – и по этим критериям реклама ищет свою целевую аудиторию. Сейчас это уже переплелось – в том же Вконтакте уже давно можно рекламироваться по ключевым запросам. Например, делаете вы натяжные потолки – вбиваете корневой запрос «натяжные потолки», а потом выбираете «подобрать похожие» и вам алгоритм подбирает похожие, из которых вы вручную выбираете те, которые хотите включить. И это одна из самых эффективных стратегий. Или же можно настроить рекламу по активным участникам сообществ-конкурентов. Сам предприниматель вряд ли будет копаться во всех этих настройках – как правило, он нанимает таргетолога и говорит «Вот тебе деньги, сделай мне результат».

Как выбрать себе человека для этого? И как не нарваться на шарлатана, который будет тянуть из тебя деньги и убеждать, что все нормально?

- Есть несколько критериев. Как правило, в окружении предпринимателей есть другие предприниматели. Можно спросить у них, попросить кого-то порекомендовать. Также, у любого рекламщика можно запросить кейсы, желательно по вашей тематике. Условно говоря, это как резюме – что было, и что в итоге стало. Есть специалисты, которые специализируются на продвижении конкретных ниш. Они не лезут никуда и продвигают, например, только лестницы. Есть универсалы, которые занимаются всем. Маркетинг – это тестирование гипотез. И хорош тот специалист, который умеет создавать эти гипотезы, проверяет их и тестирует.

Каждый день появляется много новых социальных сетей. Есть что-то, что выстрелит в ближайшее время, или стоит налегать на уже известный «Вконтакте»?

- Прогноз можно строить, исходя из общих тенденций развития социальных сетей. Каждая новая популярная соцсеть становится все проще и проще. Поэтому если что-то выстрелит новое – оно будет в самом упрощенном варианте. Стоит следить именно за этим.