Премия Рунета-2020
Самара
+13°
Boom metrics
Звезды19 ноября 2007 7:00

В филармонии Эльдар Рязанов «подсел» на эклеры

«Комсомолка» публикует неизвестные фотографии и воспоминания режиссера
Источник:kp.ru

«Вес младенца - 3950 граммов»

«Я буду рожать в Куйбышеве, у сестер», - решила мама Эльдара Александровича. И 80 лет назад, 18 ноября, в Самаре появился на свет будущий любимец всей страны Рязанов. Через месяц семья переехала в другой город. Но в 1941 году судьба вернула режиссера на родину. Возвращаясь в Москву с отдыха в Тбилиси, семья Рязановых услышала страшную новость: началась война. 14-летний Рязанов с мамой и младшим братом отправились в Куйбышев к тетке.

О детских воспоминаниях о жизни в Самаре режиссер «Иронии судьбы, или С легким паром!» рассказал президенту телерадиокомпании «РИО» Виталию Добрусину. - Восьмого марта в нашем городе прошла премьера последней картины Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви». Пока шел показ, я общался с великим режиссером, - рассказал «Комсомолке» Виталий Аркадьевич. - Эльдар Александрович избалован вниманием журналистов, телевизионщиков. Разговорить его сложно. В беседе с ним я привел интересные факты из его жизни, на что Рязанов воскликнул: «Вижу, вы осведомлены обо мне».

Рязанов рассказал, что несмотря на военные годы, его жизнь в Самаре была счастливой. Она была полна приключений и забавных историй. Даже рассказывал Эльдар Александрович об этом по-особому: доброжелательно и с улыбкой на губах. Кстати, метрика о рождении попала в руки Рязанова всего лет десять назад. Оказалось, малышом он родился крупным: 3950 граммов!

В филармонию ходил полакомиться

- Наш дом на улице Фрунзе, 120, расположен наискось от филармонии. Часто ходил туда. Самое сильное впечатление на меня произвели гастроли Большого театра. Мы записывались в пять утра в очередь, чтобы достать билеты. Надо прямо и честно сказать, что, помимо любви к музыке, в театре меня привлекала еще одна вещь. Уже была карточная система. А в театральном буфете продавали пирожные без карточек. Конечно, была очередь и нужно было потолкаться, чтобы купить эти пирожные, но зато они возмещали нехватку еды. Больше всего я любил эклеры.

Еще одно из сильных впечатлений - это Михаил Калинин, который ходил по улице Фрунзе. Он тогда был одним из первых руководителей страны. Сзади него всегда шли два охранника и ехал огромный лимузин, который потом стали называть «членовозка». Мама катала маленького брата в коляске возле нашего дома, а Михаил Иванович проходил и всегда делал ему «козу рогатую».

Режиссер не скрывает, что, когда приезжал в Самару, заходил в свою бывшую квартиру на улице Фрунзе.

- Сейчас там ремонт, решетки на окнах... А в 41-м это была 25-метровая комната, перегороженная шкафом. За шкафом жила мамина сестра, а на остальной площади - мы вчетвером: двое детей и мама с отчимом. Было немножко тесновато... Вот почему я такой толстый? Не все знают. А дело все в том, что в 1940 году я заболел брюшным тифом и сильно недоедал. Я недоедал 41-й, 42-й, 44-й годы... Я все время хотел есть. Эклеры в буфете филармонии меня спасали.

Ради девочки учился танцевать в бараке

- Я учился легко. Литература, история и география - это были три моих любимых предмета. Я лежал на полу, так мне рассказывали родные, и читал газеты. В школе меня называли «ходячая энциклопедия». Книги тогда в библиотеках выдавали в соответствии с возрастом, поэтому мне приходилось подделывать справки. Началось это еще в Москве. В справке, которую выдавали ученику третьего класса, я дописывал к тройке сверху хвостик и читал книги уже пятого класса! Тогда очень популярна была серия с золотым тиснением «Библиотека приключений». Я читал запоем Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида. Мечтал в то время стать писателем.

О любовных приключениях Рязанов рассказал вот что:

- В Самаре у меня не было влюбленности, не до этого тогда было. Все-таки рановато. А когда мы из-за работы отчима переехали в Нижний Тагил, там я уже влюблялся. Но смелости не хватало. Мне нравилась одна девушка, я очень хотел пригласить ее на танец, но совсем не умел танцевать. Соседки по бараку, в котором мы жили, под пластинку учили меня танцевать. До сих пор помню эти песни: «Брызги шампанского» и «Рио Рита». А когда я наконец научился танцевать, отчима перевели в Москву. Уже в дороге я отправил девушке письмо с признаниями и получил долгожданный ответ. Но было поздно: где Нижний Тагил, а где - Москва.

При подготовке материала использована публикация и фотографии из журнала "Самарские судьбы».