Премия Рунета-2020
Самара
0°
Boom metrics
Общество9 марта 2009 22:00

Умер создатель лучшей в мире ракеты

Генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс» был единственным учеником Королева, на которого тот ни разу не повысил голос [видео+фотогалерея]
Источник:kp.ru

Дом Козлова - народное название длиннющего дома на проспекте Ленина. Дмитрий Ильич сначала «пробил» будущую стройку, потом заселил ее «прогрессовцами». В подъезде Козлова несут постоянную вахту бывшие сотрудницы ЦСКБ. Комнатка с видом на вход, решетки, многоканальный телефон на столе, список жильцов... Ничего не скажешь, солидно!

Вахтерша соглашается говорить о Козлове не сразу: глаза на мокром месте.

- Каждый день в любую погоду, снег ли, дождь ли, он в 11 утра - на набережную! - вспоминает она. - Слышу - стучит в лифте палочка, значит, это он. Перед тем, как его увезли в больницу, тоже там гулял... В последний год он уже ходил плохо. Надо его встретить у лифта, проводить до двери, застегнуть пальто, если ветер, шарф завязать. Машина его везла к Волге, он там гулял до часа. После набережной сидел на скамеечке минут 15 - 20, в зависимости от погоды. Мы спрашивали, зачем он выезжает, если плохо - полежал бы! А он: «Нет, если лягу - больше не встану!» И ведь точно сказал.

Вахтерши говорят: их «почетный пост» отстоял когда-то сам Козлов! Для них он давно не только гордость и предмет нежной заботы - гарант рабочего места!

- Сначала наша задача была не пускать в подъезд кого попало, - вспоминает вахтерша Ирина. - А уже потом - беречь слабеющего Козлова от опасностей по пути от лифта до машины и обратно. Назначили вахту, когда Дмитрий Ильич еще работал на «Прогрессе». Когда уволился, в два счета убрали. Куда-то исчезли из комнаты мебель, телевизор, холодильник... Все возмущались: такой почетный человек, и вдруг, ничего ему не сказав, так некрасиво поступили. Вернули вахту только после вмешательства спикера губернской думы Виктора Сазонова. К нему Дмитрий Ильич лично обращался за помощью.

Кстати, до того, как стало сдавать здоровье, была у Дмитрия Ильича еще одна почетная «вахта». Каждый день ему подавали машину, и он ехал на «Прогресс» в свой бывший рабочий кабинет. Там среди знакомых предметов и фотографий он проводил несколько часов. Потом ему предлагали обед и снова увозили. Казалось бы, почести для пенсионера - предел мечтаний. Но сам Козлов почему-то от них в восторге не был. Почему? Два года назад в интервью «Комсомолке» он ответил на этот вопрос:

- Никому я тут не нужен! - и вдруг заторопился закончить разговор...

Желал соседям доброго здоровья

Говорят, в последние годы Дмитрий Ильич жил уединенно. Пока росли внуки, частенько гулял с ними во дворе. Тем более дочь с зятем живут тут же, на одной площадке. Когда внуки выросли, деда не забывали. Захаживали и бывшие коллеги: Чечин, Солдатенков... На 23 февраля приезжал генерал-лейтенант, товарищ по боям под Ленинградом. А вот с соседями Дмитрий Ильич общаться не стремился.

- Всегда здоровался, - вспоминают они. - Причем желал доброго здоровья. А вот обсуждения новостей или погоды не любил. Когда во время прогулок на скамеечку к нему усаживались говорливые жильцы, он делал знак вахтершам пересадить их на другие лавочки.

Возможно, у Дмитрия Козлова были веские причины для некоторой самоизоляции:

- Мы не раз видели, как его бывшие коллеги, подхалимы, которые благодаря ему живут в этом доме, разворачивались на полном ходу. Они не хотели здороваться со своим бывшим начальником, - качают головой люди.

В неофициальных беседах говорят, что после ухода из ЦСКБ Дмитрия Ильича частенько обижали. Про него запрещали писать, не пускали на ТВ, забирали такие привилегии и льготы, какие сегодня есть у любого менеджера средней руки на каком-нибудь мутном колбасном заводике.

- Домик в пансионате «Здоровяк» забрали, - вспоминают соседи. - Дочь сняли с должности директора... А ведь когда он был в силе, бегали перед ним на цыпочках.

Отличался уникальным чутьем на людей!

Впрочем, списывать отстраненность Козлова от людей только на его обиды не стоит.

- Люди сами его побаивались, - говорят соседи. - Он так и остался для нас человеком-глыбой: директором секретного завода, всесильным и неземным. Первыми подойти к нему и заговорить что-то мешало. Может, он тоже чувствовал, как мы его воспринимаем?

Кстати, о его необыкновенном чутье на людей нам рассказывали многие.

- Однажды я присела рядом с ним на скамеечку, - рассказывала соседка. - Он внимательно смотрел на входивших в подъезд.

- А это что за человек? - встревоженно спросил он, когда дверь закрылась за каким-то странным господином.

Я понятия не имела, кто это, но решила успокоить Дмитрия Ильича:

- Это к Степанычу из такой-то квартиры, - сказала я первое, что пришло в голову.

- Да врешь ты все! - не на шутку рассердился Козлов.

Как он догадался?!

- У него действительно была колоссальная интуиция, - соглашается Анатолий Сологуб, - особенно на людей. В этом он похож на Королева. Может, поэтому у Сергея Павловича Козлов был любимчиком. Во всяком случае, только на него жесткий и скорый на гнев Королев за все годы работы ни разу не повысил голос!

Владимир Сологуб вспоминает, что Дмитрий Козлов никогда не ошибался в выборе человека на ответственную работу. И если уж выбрал, то верил безоглядно.

- После защиты диплома он направил нас, совсем молодых специалистов, на стажировку к Королеву, - вспоминает Анатолий Сологуб. - Почему выбрал нас - не знаю. Но будущее показало: все стали толковыми специалистами. Козлов только определял объем работы и спрашивал результат. Минимум контроля. Мы сами делали все, чтобы оправдать его доверие. Кстати, в стилях руководства Козлова и Королева много общего. И того, и другого люди боялись - за ошибки влетало от обоих и очень серьезно. Но уволить человека по горячке, не разобравшись, - такого ни Королев, ни Козлов себе никогда не позволяли.

- Профком все «забывал» включить нас в очередь на квартиру, - вспоминает Владимир Шмарловский. - Я пошел к Козлову.

- Наверное, плохо работаете? - спросил Дмитрий Ильич после моей просьбы.

- Моя фотография - на доске почета отдела.

- Значит, получите квартиру! - ответил Козлов. - Я прослежу.

ИЗВЕСТНЫЙ ФАКТ

Не смог простить Ельцина

В 2006 году тогдашний губернатор Самарской области Константин Титов решил присвоить Борису Ельцину звание «Почетный гражданин Самары». Дмитрий Козлов и еще несколько видных деятелей науки и культуры области, которые носят такое же звание, оскорбились. Несколько раз Ельцин бывал в Самаре проездом, но заслуг перед городом у него никаких нет.

На имя губернатора возмущенные самарцы написали протест, содержание которого можно передать словами: в списке или мы или он. Ельцин в списке остался. А сведущие люди уверяют, что самарские СМИ стали упоминать о Козлове гораздо реже...

После этого Дмитрий Ильич поставил себе на рабочий стол фото бывшего президента.

- Пусть все видят его истинное лицо! - кивал Козлов на снимок, на котором фотограф запечатлел Ельцина с перекошенным лицом.

Ученый так и не смог простить бывшему президенту наплевательское отношение к делу всей своей жизни - космическому ракетостроению.

ИЗ ДОСЬЕ «КП»

Дмитрий Козлов

Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Государственных премий СССР, государственной премии РФ, генеральный конструктор ЦСКБ «Прогресс», доктор технических наук, профессор, член-корреспондент РАН, почетный гражданин Самары и Тихорецка. Родился 1 октября 1919 года в городке Тихорецк. Умер 7 марта 2009 года.

Воевал рядовым на Ленинградском фронте. После тяжелого ранения был списан с военной службы в звании лейтенанта. В Самаре с 1958 года. С 1959 по 2003 год бессменно руководил филиалом №3 легендарного конструкторского бюро ОКБ-1, созданного Сергеем Королевым, впоследствии ЦСКБ. В 1996 году оно объединилось с заводом «Прогресс» и теперь называется ГНПРКЦ ЦСКБ «Прогресс».

Среди конструкторских побед Дмитрия Козлова - создание космического ядерного щита страны: разработка, испытания и запуск в серийное производство ракет Р-5 и Р-7 . Впоследствии Р-7стала главной космической ракетой. Организовал серийный выпуск первого спутника наблюдения (в народе спутника-шпиона). Принимал участие в разработке мощнейшей лунной ракеты Н-1. Создавал носитель «Энергия» для «Бурана».

Попутно Козлов «отстраивал» город. В 1962 году он попросил под дома для «прогрессовцев» район между улицей Полевой и больницей им. Пирогова (почти весь проспект Ленина). Шефствовал над строительством Дворца культуры на площади им. Кирова. Помогал строить для «Прогресса» пансионат «Здоровяк» возле Молодецкого кургана. В годы расцвета в ЦСКБ «Прогресс» работало около 30 тысяч сотрудников.