Премия Рунета-2020
Самара
+23°
Boom metrics
Интересное17 марта 2009 22:00

Железнодорожный вокзал - первое яркое впечатление о Самаре

В свое время эта стройка стала крупнейшей в России.
Источник:kp.ru

Городские ворота

У каждого города, как и у человека, есть лицо: неповторимое, особенное. Лицо Самары - это узкие улочки центра, уникальные памятники архитектуры, набережная, где можно полюбоваться размеренным течением красавицы-Волги. Но первое мнение о нашем городе приезжий человек получает уже на вокзале. Я всегда заранее (и с удовольствием) предвкушаю впечатление, которое произведет на моих родных и близких это грандиозное сооружение. Сейчас здание железнодорожного вокзала по праву считается визитной карточкой Самары-городка. Очень сложно представить, что совсем недавно все было по-другому.

12 августа 1875 года в столицу губернии прибыл первый поезд. Прибыл он... на пустое место. Строительство вокзала только началось. Проект был разработан известным петербургским архитектором графом Николаем Ивановичем де Рошефором. Здание было выполнено в стиле итальянского ренессанса - симметричное, похожее на маленький дворец. Оно состояло из двух пассажирских залов, буфета, билетной кассы и служебных помещений. Первых пассажиров здание вокзала, позднее официально включенное в реестр архитектурных и исторических памятников, принимало 1 января 1877 года.

Начало с чистого листа

Роскошный по меркам XIX столетия вокзал совершенно не удовлетворял запросы рубежа ХХ-ХXI веков. Несмотря на многочисленные реконструкции, стало понятно, что строительства нового здания не избежать - старое было признано ветхим и аварийным. К тому же большинство перекрытий были деревянными, что не соответствовало требованиям пожарной безопасности. Площадь вокзала составляла

7416 метров, а вместимость - 980 человек. На одного пассажира приходилось 1,17 кв. м полезной площади при норме 5,2 кв. м. Количество людей, пользовавшихся железнодорожным транспортом, неуклонно росло. Поэтому в 1994 году было принято решение о реконструкции вокзала, а в июне 1996 года - о глобальном строительстве «с чистого листа».

Решение достаточно дерзкое - ведь новый объект должен был не просто сменить памятник истории и архитектуры, но и украсить собою город. При этом он должен был соответствовать всем требованиям времени и быть удобным для всех пассажиров. Архитектурный проект вокзального комплекса станции Самара, созданный известным самарским архитектором Юрием Храмовым, потрясал грандиозностью замысла. Воплощать его в жизнь предстояло группе компаний «Волгатрансстрой» - крупнейшей строительной компании Поволжья.

Знаковые преобразования

В этом году компания «Волгатрансстрой» отмечает свой двадцатилетний юбилей. За это время было построено немало объектов, без которых сейчас невозможно представить наш город и губернию в целом. Среди них можно выделить здание отеля «Ренессанс», жилой комплекс «Ладья» и многие другие. Особенно полюбился самарцам храм-памятник в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Этот проект получил признание и у профессионалов. Он был удостоен Специального диплома Международного архитектурного фестиваля «Зодчество-2002».

Сейчас в состав группы компаний входит более 15 подразделений. Разросшаяся из небольшого кооператива «Транспортный строитель» компания сегодня реализует самые сложные и масштабные проекты. Бизнес-репутация у ГК «Волгатрансстрой» безупречная. Именно поэтому крупнейшие российские и зарубежные финансовые структуры и компании являются ее партнерами.

Рекорды и достижения

Можно без преувеличения сказать, что для Самары строительство такого масштаба являлось стройкой века. Более того, строительство первой очереди нового здания железнодорожного вокзала в то время стало крупнейшей стройкой России. Помимо этого, было немало достижений. В рекордно короткие сроки - за неделю - было снесено старое здание. Огромная стройка велась без прекращения движения пассажирских и пригородных поездов через станцию Самара по разработанной временной технологии. Одновременно со строительными работами продолжали функционировать пять из семи существующих путей.

Что и говорить - работа предстояла долгая и сложная. Но стратегия ведения бизнеса группы компаний «Волгатрансстрой» связана именно с серьезными, сложными в инженерном плане, крупными и значимыми объектами. Помимо строительства здания железнодорожного вокзала в Самаре, предприятиями, входящими в группу компаний, реконструировано более 20-ти железнодорожных станций Куйбышевской и Южно-Уральской железных дорог, произведена реконструкция железнодорожного вокзала в Ростове-на-Дону.

И вот 25 мая 1999 года в Самаре состоялось торжественное открытие первого пускового комплекса вокзала - конкорса, или крытого перехода через железнодорожные пути на посадку к поездам. Здесь разместился комфортабельный зал ожидания, оборудованный лифтами для спуска пассажиров из зала на платформу. В нем могут одновременно разместиться 540 человек. Спустя год было открыто второе здание первой очереди. Здесь разместились гостиница и соединяющая часть между новым корпусом и конкорсом. В гостинице общей площадью более 2 тысяч метров - 37 номеров. Вместе с гостиницей в новом здании расположились медпункт, парикмахерская, бизнес-центр с банкетным залом и баром.

24 декабря 2001 года открыта основная часть вокзала - высотная башня, достигающая почти 75 метров. Сейчас ее венчает 14-метровый шпиль весом 3,8 тонны. Для его установки пришлось использовать вертолет Ми-8. С обзорной площадки - ее высота 60 метров - как на ладони виден весь город. Сегодня общая площадь вокзала вместе со смотровыми площадками составляет около 36 тысяч квадратных метров. При этом у самарцев есть еще один повод для гордости - наш вокзал является самым высоким зданием вокзала в Европе.

Успешно справившись с трудной задачей - строительством первой очереди вокзала, компания «Волгатрансстрой» продолжает работы по реализации проектов государственной значимости. В настоящее время специалисты компании ведут строительство станции метро «Алабинская» в Самаре и мостового перехода через Волгу в районе Ульяновска.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Владимир БУЯНИН, начальник Самарского железнодорожного вокзала:

- Большинству наших пассажиров вокзал нравится - и архитектура, и внутренняя отделка, и удобное расположение конкорса. здание очень красивое. Когда въезжаешь на Комсомольскую площадь, особенно вечером, появляется ощущение, что ты оказался в сказке - оно очень эффектно подсвечивается. Но вокзал еще и удобен. Здание выполнено в форме серпантина, оборудовано современной лифтовой системой. Даже люди с ограниченными возможностями могут без посторонней помощи попасть в любое место. Среди самарцев и гостей города вокзал очень популярен. К нам приходят школьники, молодожены приезжают фотографироваться на смотровую площадку. Более того, туристические агентства включают в свои экскурсионные маршруты посещение железнодорожного вокзала. Это, конечно, очень приятно.

На правах рекламы