Премия Рунета-2020
Самара
-5°
Boom metrics
УТРАТЫ20 мая 2009 16:00

За первую роль в кино Янковский проставился ящиком коньяка

Худрук и директор самарского театра драмы Вячеслав Гвоздков поделился с «КП» воспоминаниями о великом артисте [видео]
Источник:kp.ru

Плохая дикция помогала Янковскому играть немца

Вячеслав Гвоздков учился вместе с Янковским в Саратовском театральном училище имени И.А. Слонова. Слава был на два курса младше Олега, но хорошо видел весь процесс обучения и присутствовал на дипломных спектаклях.

- Янковский играл в чеховских «Трех сестрах» роль Тузенбаха. Дело в том, что у Олега было не все благополучно с дикцией, - вспоминает Гвоздков. - А так как Тузенбах - немец, нечеткая речь вполне подходила для этой роли, и он играл замечательно. Когда Олег начал сниматься в кино, его поначалу дублировал другой артист. Постепенно я стал замечать, что он очень изменился, стал внятно и хорошо говорить. Это стало возможно, наверное, благодаря огромному усердию и трудолюбию Янковского.

Вернулся со съемок франтом

Интересно, что Янковский попал в кино на глазах Гвоздкова. В буквальном смысле этого слова.

- Было это около 40 лет назад, – вспоминает Гвоздков. – Саратовский театр имени Карла Маркса, гастролировал в городе Львове. Было лето, утром мы, в том числе и Янковский, отыграли спектакль и сидели в кафе, завтракали. В то время в театре работал Каюров, который уже играл небольшие роли в нескольких фильмах, но еще не снялся в судьбоносной роли Ленина и не перешел в Малый театр. А тут во Львов приехал режиссер Басов. Он искал натуру для фильма «Щит и меч». Басов подсел к Каюрову в кафе, они стали разговаривать, а мы подслушивать.

- Не могу молодого парня найти пацана на главную роль, - пожаловался Басов Каюрову.

- Да вон же пацанов сколько в углу! – указал Каюров на нашу кучку.

Басов подсел к нам, стал общаться, потом обратился к Янковскому – А ты брат Ростислава что ли? (Ростислав работал актером в Минске). На кинопробы приедешь в Москву?

- Янковский выкроил два-три дня и уехал на пробы. Приезжает, ходит тихий такой, – продолжает вспоминать Вячеслав Алексеевич. - Мы его пытали-пытали, он нам ничего не сказал. Прошло 20 дней, вдруг он заходит перед спектаклем в гримерку, пинком ноги открывает дверь, ставит ящик коньяка на стол и говорит: «Меня утвердили на роль!».

Гвоздков говорит, что после съемок в фильме Алика было не узнать. Он вернулся одетый, как франт. В черном шикарном костюме в полоску, с блондинистыми волосами. Он казался выше ростом, такой изящный красавец. Потом он признался, что получал по 25 рублей в день. По тем временам - огромная сумма. Зарплата артиста театра была всего 110 рэ в месяц!

Переписывались автографами на кирпичной печи

Около 10 лет назад Гвоздков навестил Саратовское училище, в котором они учились с Янковским. Учебное заведение уже закрыли, а старое дореволюционное здание осталось.

- Я заглянул в аудиторию, где мы сдавали первые туры, - говорит Вячеслав Гвоздков. - Она очень изменилась после ремонта, но в ней осталась старинная дровяная печь. На одном из кирпичей я увидел роспись Алика: "Янковский". Я понял, что коллега был здесь недавно. Я тоже расписался рядом.

Прошло несколько лет, и Вячеслав Гвоздков снова оказался в Саратове с женой.

- Я решил показать супруге эту аудиторию, - вспоминает Вячеслав Алексеевич. - Когда пришел, с радостью обнаружил, что многие кирпичи на печке были тоже подписаны разными народными артистами.