Премия Рунета-2020
Самара
+13°
Boom metrics
Общество12 сентября 2011 7:44

Почему в Самаре так часто уходят машины под асфальт?

На этот вопрос «КП» искала ответа у специалистов – строителей и коммунальщиков [обсуждение]
Источник:kp.ru

В Самаре чуть ли не каждый день под землю уходят машины, рвутся трубопроводы. Причем и в центре города, и на окраине. Почему так резко выросло количество коммунальных аварий, «КП» рассказали специалисты.

Износ сетей

Основная причина очевидна. Даже чиновники, не таясь, заявляют о том, что износ водопроводных, тепловых и прочих сетей достиг 70-80 процентов. И естественно, в таком случае без аварий не обойдется.

- Любая инженерная система имеет свой ресурс, - рассказал «КП» Декан факультета инженерных систем и природоохранного строительства СГАСУ Михаил Шувалов. - На Всероссийском съезде Водоканалов весной этого года федеральный министр регионального развития Виктор Басоргин заявил о том, что в отдельных городах износ коммунальной инфраструктуры составляет 70-80 процентов. Из этого вывод - инфраструктура стремительно изнашивается, все чаще возникают аварии. Чтобы уменьшить их количество, нужно повысить надежность систем жизнеобеспечения города. Иначе могут быть более серьезные отключения.

- На Проспекте Ленина проходит теплотрасса, которая более 30 лет не ремонтировалась, - приводит печальные примеры руководитель МП «Благоустройство» Владимир Василенко. - Когда я работал в «теплосетях» на улице Маяковского, на моей памяти там произошло 5 аварийных ситуаций. Тепловая магистраль, которую сейчас испытывают на прочность, идет по улице Маяковского вниз в сторону ГРЭС по Волжскому проспекту. Она на сегодняшний день нуждается в ремонте.

Финансирование

По словам специалистов, из-за отсутствия должного финансирования самарские сети давно уже системно не приводили в порядок. А если и приводили, только в тех местах, где совсем уж трубы сгнили.

- Если финансирование останется на таком же уровне, количество аварий только увеличится, - отметил Михаил Шувалов. - Как быть тем же рабочим Водоканала, если им надо поменять, например 100 км труб, а денег есть только на 10?

Точечная застройка

Город постоянно растет. То тут, то там в центре города появляются новые высотки. Их тоже нужно куда-то подключать. Не жить же без воды и тепла?

- Из-за этого растет нагрузка уже на существующие сети, - объяснил Шувалов. - И хотя в любой организации инженерного обеспечения подготавливаются программы по их реконструкции и новому строительству, работы не выполняются в полном объеме из-за отсутствия надлежащего финансирования.

Есть и проблемы с персоналом, который обслуживает коммунальные сети. Не хватает квалифицированных рабочих. Хотя и в этих условиях специалисты как-то выкручиваются, работают на пределе своих возможностей.

Чего ждать дальше? Прогнозы специалистов неутешительны. Если ситуация кардинально не изменится, остается ждать худшего.

- Мой первый прямой эфир на ТВ состоялся в 1996-м году, - вспоминал Василенко. - Тогда я сказал: «если кардинально не принять меры по обновлению всей инженерной инфраструктуры и жилья, то пройдет 15 - 20 лет, и мы просто будем вынуждены выводить из людей из домов, потому что они могут обрушиться».

Срок, который обозначил чиновник, уже наступил. Дома, к счастью, пока еще не рушатся. Но уже есть человеческие жертвы – недавно в провалившейся под асфальт машине на проспекте Ленина погиб человек. Отсчет пошел?

ОФИЦИАЛЬНО:

Выводы комиссии, которая расследовала причины обрушения дорожного покрытия в последнее время, схожи с мнением экспертов. Так председатель комиссии Александр Ефремов отметил, что провалы на дорогах образуются из-за подмыва водой грунта, находящегося под асфальтовым покрытием. По его словам, основной причиной проседания асфальта на дорогах в городах становятся аварии на водоводных и тепловых сетях, которые были смонтированы несколько десятков лет назад. Еще один фактор риска - изношенность коммунальных сетей, большая часть которых не обновлялась более 40 лет, а некоторые магистрали используются с 1937 года. При этом средний срок эксплуатации труб – 35 лет. Некоторые коллекторы построены еще в 1916 году, а водопроводные сети в старой части Самары прокладывались 110 лет назад.

Почему происходят аварии:

Может быть, в провалах асфальта есть вина дорожных служб? Например, кладут его плохо, не выдерживают технологию, да и цемент неважного качества. Специалисты говорят, что этот фактор на аварии не влияет. Если есть под асфальтом провал, значит, он в любом случае обрушится: и не важно, плохим он был или хорошим.

Один из рабочих, который ремонтируют дорожное покрытие в нашем городе, рассказал «КП» как это происходит:

- Асфальт кладут по определенной методике, - рассказал он. - На грунт насыпают большой слой песка, затем щебень, сверху сам асфальт. Трубы-водоводы лежат на глубине 1,5-2 метра. Когда из них сочится вода, она потихоньку вымывает песок из-под асфальта. После нижней "подушки" наступает очередь гравия. Он тоже опускается вниз. Как только гравий из-под асфальтовой подушки уходит, при определенной нагрузке происходит провал. Когда это случится, вопрос времени.

Кстати, говорят, что есть специальные приборы для нахождения пустот в земле. Только вот почему-то в Самаре подземные пустоты "находят" автолюбители, а не службы, отвечающие за состояние автомобильных дорог.

Кто должен заниматься реконструкцией сетей: частник или государство

- Если коммунальные сети будут переданы частным компаниям, это будет крахом, - считает Михаил Шувалов. - Частники не будут вкладывать средства в их реконструкцию. Так что коммунальными сетями должно заниматься государство. Благо наших налогов должно на это хватать. Другой вопрос - куда они деваются.