Общество19 февраля 2013 22:42

Последний самарский Ту-154 продали Министерству обороны

А будущее, как говорят авиаконструкторы, за Ан-140
С конвейера самарского Авиакора сошел последний Ту-154М
Видеосъемка Александры БУДАЕВОЙ
19 февраля последний Ту-154 М сошел со стапелей самарского Авиакора

19 февраля последний Ту-154 М сошел со стапелей самарского Авиакора

Шум турбин, пронизывающий ветер и яркое солнце - так встретила журналистов посадочная полоса завода «Авиакор». За 44 года, которые прошли с момента первого полета Ту-154, здесь было произведено около 930 самолетов этой серии. Сейчас по всему миру летает примерно 100 таких моделей.

- Смотрите, - указывают на ничем не примечательный самолетик болотного цвета, который заходит на посадку. - Это Ан-140, за ним будущее.

- Какое-то маленькое у нас будущее, - усмехаются журналисты.

- Так это только один из серии, - говорят специалисты завода. - Есть и больше.

- Заказы на них тоже есть?

- Конечно, - с уверенностью подтверждают на заводе. - К нему уже проявили интерес Минобороны, ФСБ, Роскосмос, МЧС и МВД. Правда, их больше интересует грузовая версия самолета.

Если заказы поступят, самарские авиастроители создадут и другие Ту-154 М

Если заказы поступят, самарские авиастроители создадут и другие Ту-154 М

- Сейчас у нас новая фаза взаимоотношений с Министерством обороны, - поясняет генеральный директор «Авиакора» Алексей Гусев. - Наш прорывной продукт, Ан-140, успешно проходит испытания. В этом году мы должны сдать минимум пять таких самолетов. У нас сейчас есть действующий заказ на поставку самолетов военно-воздушным силам, а в этом году мы подписываем очередной контракт для военно-морских сил Минобороны.

В Самару за «крайним», как говорят в авиации, самолетом Ту-154 прилетели представители Министерства обороны России.

- Самолеты Ту-154 мы эксплуатируем с 1972 года, - рассказывает главный инженер войсковой части 42829 Александр Парака. - Это надежный тип воздушного судна, с ним не было ни одного серьезного происшествия. На Ту-154 мы облетали множество аэродромов в России и за рубежом.

- Поскольку проектирование велось параллельно с разработкой военных самолетов, в Ту-154 заложена большая прочность, - добавляет главный конструктор самолетов Ту-134 и Ту-154 Андрей Гришин. - Кроме того, это единственный в мире самолет, у которого гибкое крыло.

Самарцы представили новый Ан-140, на который уже поступают заказы

Самарцы представили новый Ан-140, на который уже поступают заказы

- Так почему же прекратили сборку такой замечательной модели? - удивляемся мы.

- Дело в том, что экономичность двигателя Ту-154 оставляет желать лучшего, - признал Андрей Гришин. - Сейчас в мире двигатели ставят в крылья, у Ту-154 они в хвосте. По остальным же характеристикам его признают даже в Европе.

Перед тем, как перейти к своим владельцам, Минобороны, последний Ту-154 выполнил ознакомительный полет. Результатами заказчик остался доволен. Потом самолет освятили и окропили святой водой. Сегодня на него наведут последний лоск, а уже завтра он отправится на аэродром Чкаловский в составе войсковой части, где и будет постоянно базироваться.

Перед отлетом в Москву Ту-154 окропили святой водой

Перед отлетом в Москву Ту-154 окропили святой водой

На самарском Авиакоре прошло испытание нового Ан-140
Видеосъемка Александры БУДАЕВОЙ

Журналисты же между собой говорят: о последнем выпуске Ту-154 заявляли еще в прошлом году, однако сборку не прекратили. О готовности продолжать сотрудничество с самарским заводом заявил и главный конструктор самолетов Андрей Гришин. Гендиректор завода Алексей Гусев говорит о том, что у них осталось еще четыре фюзеляжа. И если найдется заказчик, то собрать новые Ту-154 - не проблема.

То есть вполне возможно, что сегодняшний «выпускник» завода может и не совсем «крайний».

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

1966 г. - построен первый опытный экземпляр.

1968 г. - первый полет.

1968 г. - начато серийное производство.

1969 г. - демонстрация Ту-154 в авиасалоне в Ле-Бурже (Париж, Франция).

Военные Ту-154, по утверждению людей в погонах, - самолеты надежные. А вот с пассажирскими «тушками» катастроф было немало.

29 августа 1996 г. Ту-154 разбился при посадке в норвежском аэропорту Лонгйир на Шпицбергене. 141 человек погиб.

1998 г. - переход на мелкосерийное производство самолета.

2 июля 2002 г. из-за противоречивых инструкций диспетчера Боинг-757 и Ту-154 столкнулись над Боденским озером. Погиб 71 человек, в том числе 52 ребенка.

24 августа 2004 г. террористки-смертницы взорвали Ту-154 авиакомпании «Сибирь», погибли 46 человек.

10 апреля 2010 г. над Смоленском упал президентский Ту-154 польских ВВС. Погибли экипаж и все пассажиры, в том числе Президент Польши Лех Качиньский.

1 января 2011 г. три человека погибли и 43 пострадали при пожаре самолета Ту-154Б2 в Сургуте. Загорелся один из двигателей, затем самолет сгорел полностью.

19 февраля 2013 г. - продажа последнего самолета Ту-154.