Премия Рунета-2020
Самара
+11°
Boom metrics
Звезды16 января 2014 16:41

Драматичные факты из жизни Евдокии Истоминой, знаменитой балерины и музы Пушкина

Источник:kp.ru
Истомина была кумиром молодежи пушкинской эпохи

Истомина была кумиром молодежи пушкинской эпохи

17 января 1799 года родилась балерина русского императорского театра Евдокия Истомина. Жизнь танцовщицы напоминала сюжет романа. Кем была эта красавица, которую воспевал Пушкин, из-за которой ее поклонники сходились в смертельных поединках?

Девушка из низшего общества

Евдокия Истомина родилась в семье спившегося полицейского пристава Ильи Истомина и его жены Анисьи. В шесть лет Дуня осталась круглой сиротой. Профессия артиста в начале XIX столетия не считалась престижной, и в училище приводили детей, как правило, из низших сословий. Кто-то из знакомых, так и оставшийся неизвестным, похлопотал за сироту, и Истомину взяли на полный пансион в театральную школу, где преподавал сам маэстро танца, знаменитый Шарль-Луи Дидло.

Истомина, как и все остальные учащиеся, стала выходить на сцену рано: в девять лет она уже участвовала в кордебалете спектакля «Зефир и Флора».

В семнадцать лет, сразу после окончания школы, Истомину, любимую ученицу Дидло, приняли в Петербургскую труппу императорских театров. После успешного дебюта в балете «Ацис и Галатея» юная красавица-балерина сразу заняла ведущее положение в труппе. Примечательно, что танцовщица выходила на сцену и в драматических постановках. В XIX веке считалось, что артист должен уметь все.

Истомина в сценическом образе

Истомина в сценическом образе

Виртуозная танцовщица, Истомина была первой русской балериной, вставшей на пуанты, и третьей в мировом балете (ее опередили только Мария Тальони и Женевьева Госселен).

Роковая красавица полусвета

Красавица-балерина сразу обратила на себя внимание взыскательной столичной публики. Пимен Арапов, знаменитый русский театрал того времени, вспоминал: «Истомина была среднего роста, брюнетка, красивой наружности, очень стройна, имела черные огненные глаза, прикрываемые длинными ресницами, которые придавали особый характер ее физиономии, она имела большую силу в ногах, апломб на сцене и вместе с тем грацию, легкость, быстроту в движениях…»

Как и на сцене, в скандальной хронике того времени юная Дуня Истомина была на первых ролях. Поклонники-аристократы добивались ее расположения. Роковая красавица стали причиной дуэли, когда из-за 18-летней актрисы стрелялись сразу четыре дворянина из высшего света. Эта трагическая история, случившаяся осенью 1817 года, осталась в памяти как «дуэль четверых».

Нравы того времени позволяли брать в содержанки красивых и бедных балерин. Евдокия Истомина два года была любовницей Василия Шереметева, пока однажды между ними не вспыхнула ссора, и танцовщица сбежала от своего покровителя. Ветреная красавица на время почувствовала себя свободной от обязательств и приняла приглашение своего приятеля Александра Грибоедова (автора «Горя от ума») погостить у камер-юнкера Завадовского, известного всему Петербургу богача и вертопраха. С Шереметевым Истомина вскоре помирилась, но слухи об особом гостеприимстве Завадовского расползлись по столице. Уязвленный Шереметев вызвал обидчика на дуэль, а его близкий друг Александр Якубович (будущий декабрист), согласившийся стать его секундантом, посчитал виновником скандала Грибоедова и вызвал стреляться его.

Шереметев (слева) погиб от рук Завадовского из-за Истоминой

Шереметев (слева) погиб от рук Завадовского из-за Истоминой

Дуэлянты встретились 24 ноября 1817 года на Волковом поле. Драться должны были обе пары: сначала зачинщики поединка, затем их секунданты. Но выстрел Завадовского был успешным: он смертельно ранил Шереметева в живот. И вторую дуэль решено было отложить. Эта отложенная дуэль состоялась через год, осенью 1818 года, в Тифлисе, где волею судьбы оказались оба дуэлянта. Якубович прострелил Грибоедову ладонь левой руки (через несколько лет, в феврале 1829 года, по этому ранению будет опознано тело Грибоедова, убитого во время разгрома русского посольства в Тегеране). Грибоедов стрелял в воздух.

Секунданты Якубович (слева) и Грибоедов продолжили дуэль через год

Секунданты Якубович (слева) и Грибоедов продолжили дуэль через год

Ножки Истоминой, воспетые Пушкиным

Трагический случай никак не отразился на карьере Истоминой. Талантливая балерина блистала в главных ролях чуть ли не во всех постановках своего педагога Шарля Дидло. 15 января 1823 года состоялась премьера балета «Кавказский пленник, или Тень невесты» по мотивам поэмы А.С. Пушкина. Истомина исполняла партию Черкешенки. Поэт в это время жил в Кишиневе в ссылке. Узнав о спектакле, написал брату в Петербург: «Пиши мне… о Черкешенке Истоминой, за которой я когда-то волочился, подобно Кавказскому пленнику». Пушкин и Истомина были ровесниками, вращались в одном великосветском кругу. Стихотворец был почитателем таланта балерины, ее танцу в балете «Ацис и Галатея» он посвятил бессмертные строки:

«Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет,

И быстрой ножкой ножку бьет».

Пушкин задумывал написать роман о жизни балерины Истоминой. Было уже придумано и название будущей книги - «Две танцовщицы». Основу сюжета должен был составить случай с поединком между поклонниками красавицы. Поэт погиб, так и не успев воплотить в жизнь свой замысел.

... Мои богини, что вы? Где вы?..

... Мои богини, что вы? Где вы?..

Печальный закат звезды балета

Евдокия Истомина прослужила в императорском балете двадцать лет. В последние годы своей карьеры она выступала все реже: от былой юной легкости не осталось и следа, а растолстевшая балерина уже не смотрелась на сцене. Авдотья Панаева в эти года запомнила ее такой: «Я видела Истомину уже тяжеловесной, растолстевшей, пожилой женщиной. Желая казаться моложавой, она была всегда набелена и нарумянена. Волосы у нее были черные, как смоль: говорили, что она их красит...» С возрастом танцевать ей становилось утомительно, она страдала от болей в ногах. Жалованье пожилой артистке уменьшили вдвое. Она писала в театральную дирекцию: «Меня на 20-м году со времени выпуска из школы упрекают в том, что репертуар мой уменьшился…

Евдокия Истомина на склоне лет

Евдокия Истомина на склоне лет

Чем же я виновата, что балетов сих больше не дают? И что случилось на последнем году моей службы?» Истомина просила за казенный счет отправить ее на воды для поправки здоровья. Царствовавший тогда Николай I собственноручно написал резолюцию на ее прошение: «Истомину уволить ныне совсем от службы». Причинами неприязни царского двора к знаменитой балерине были и знаменитая «дуэль четверых», и дружеские отношения Истоминой с декабристами.

В последний раз Евдокия Истомина вышла на сцену 30 января 1836 года, в возрасте 37 лет. Полной роли для ее прощального выхода не нашлось – знаменитая в прошлом танцовщица исполнила только русскую пляску.

Вскоре после увольнения из театра Истомина вышла замуж за Василия Годунова, молодого и красивого, но бездарного, по воспоминаниям современников, актера. Горе бывшей балерины было безутешным, когда молодой муж вскоре умер от тифа. Следующим мужем Евдокии Ильиничны стал драматический актер Павел Экунин, кстати, прекрасный танцор, который был партнером по русской пляске на бенефисе балерины.

Евдокия Ильинична Истомина умерла 8 июля 1848 года, когда в Петербурге разразилась эпидемия холеры. Муж балерины Павел Экунин пережил ее только на несколько месяцев, также скончавшись от холеры. Похороны бывшей знаменитости прошли тихо. На могильной плите с небольшим памятником из белого мрамора скромная надпись: «Евдокия Ильинична Экунина, отставная артистка».