Общество9 марта 2015 5:00

Ретро-транспорт хотят пустить по рельсам Самары в День города

Самарские общественники во главе с инженером-математиком Александром Сергеевым намерены «воскресить» памятник первому самарскому трамваю. Точнее, восстановить и поставить на ход

Речь идет об историческом трамвае, который сейчас стоит в парке городского депо на пересечении улиц Полевой и Мичурина. Он состоит из двух вагонов. Первый, 12-й, построили в 1958-м году: он воспроизводит старинную модель трамвая образца 1915 года. В 1976-м он был отреставрирован самыми старыми сотрудниками ТТУ. А в 1984-м к нему добавился 112-й прицепной вагон, который также восстановили.

Первый вагон остеклен и, по одной из версий, в нем развозили граждан в холодное время года. Второй, не имеющий стекол, предназначался для летнего времени.

Раньше, начиная с 1985 года, он развозил самарчан лишь на день города. В 1994-м же году его установили возле ворот депо в качестве памятника. Горожане в шутку прозвали его «памятником не пришедшему трамваю».

Однако нашлись общественники, которые испугались, что «монумент» со временем разрушится, и разместили в Сети петицию с предложением восстановить модель до ходового состояния и пустить на рельсы - в качестве передвижной достопримечательности и туристического объекта. Ведь самарский трамвай в этом году справил 100 лет!

Раритетный трамвай уже "бегал" по рельсам в 80-е годы ХХ века.

Раритетный трамвай уже "бегал" по рельсам в 80-е годы ХХ века.

- Такой трамвай может использоваться для редких поездок по праздникам – на День города. Конечно для ежедневных перевозок он не годится, - рассказал «Комсомолке» Александр Сергеев.

Он же предложил пустить трамвай по компактному маршруту вокруг главных мест прогулок горожан в центре города. Например, от улицы Полевой по Галактионовской, Венцека, Фрунзе, Красноармейской до Арцыбушевской. Как вариант трамвай мог бы повторить исторический маршрут.

Хотя петиция собрала 312 подписей, предложение самарца нашло отклик у городской администрации и депутата Госдумы Александра Хинштейна. На днях чиновники вместе с Сергеевым провели совещание и осмотрели трамвай. Главное, что их смутило, - солидная сумма на его восстановление и вопрос безопасности пассажиров.

Возможно, в 2015 году на День города старый трамвай покатает самарцев.

Возможно, в 2015 году на День города старый трамвай покатает самарцев.

Фото: Ксения ТИМОФЕЕВА

По оценкам экспертов, ремонт трамвая буде колебаться от 1 до 15-ти миллионов рублей. Уже найдены предполагаемые реставраторы модели: сотрудники самарских предприятий и музея электрического транспорта Санкт-Петербурга: они восстановили около 30-ти ретротрамваев.

В ближайшее время власти планируют обследовать трамвай с помощью экспертов из других регионов и разыскать его документацию. Как только специалисты дадут добро, будет решаться вопрос о финансировании проекта.

- Это уже не наша заветная мечта – сделать такой трамвай неотъемлемой частью городского пейзажа Самары. Ведь аналогичные ему ретро-модели есть в Стамбуле, Праге и других городах мира! – рассказал «Комсомолке» Александр Хинштейн. - Трамвай мог бы перевозить не только горожан, но и туристов по экскурсионному маршруту. Но, скорее всего, перед пуском его нужно будет ставить на новую «тележку» и приводить в порядок, потому что главное – безопасная перевозка пассажиров.