Премия Рунета-2020
Самара
+6°
Boom metrics
Общество25 августа 2016 22:00

Первая помощь в последней инстанции

Когда поддержки ждать неоткуда, на выручку приходит Служба семьи - 16 сентября самарской «армии спасения» исполнится 25 лет
Ребятишки в приюте ждут, когда их мамы и папы преодолеют трудную жизненную ситуацию.

Ребятишки в приюте ждут, когда их мамы и папы преодолеют трудную жизненную ситуацию.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Помочь выжить и жить самостоятельно

Несложно посчитать, что в Самарской области Служба семьи появилась в 1991-м, и одним из первых ее учреждений стал социальный центр «Подросток». Что творилось в начале девяностых, сейчас помнится смутно, да и сами времена были смутными или, как их сейчас называют, лихими. А в лихолетье, как известно, страдают в первую очередь самые незащищенные - дети, женщины и старики. Особенно - дети. В 94-м в «Подростке» воспитывались ребята с так называемым девиантным поведением, то есть идущим вразрез с общественными нормами и ценностями.

Еще одно учреждение - реабилитационный центр «Радонеж» - был создан под патронажем русской православной церкви в 2000 году, когда настоящим бичом региона стала детская и подростковая наркомания. Алкоголь, токсичные вещества, наркотики - от всего этого пытались отучить и оградить в «Радонеже» с помощью исконно русского способа - с божьей помощью. Позже религиозный «крен» выровняли и открыли в центре Отделение социальной адаптации и профориентации. Был создан Социальный приют «Ровесник» для детей и подростков по адресу: ул. Марии Авейде, 29, - трудно сосчитать, скольким ребятам он дал путевку в жизнь. В 2003 - 2006 годах, например, социальные работники действовали в рамках специальной программы «Дети улицы», забирая «под крыло» государства маленьких беспризорников, лишившихся крыши над головой в результате махинаций «черных риелторов». Их, голодных, извлекали из подвалов, канализаций, с чердаков и пытались отогреть, научить жить.

Мама двоих, почти троих (ждет еще одну дочку) малышей Алена - из тех самых детей 2003 года. Когда-то она попала в приют по собственной инициативе - настолько крупные были проблемы в семье. Для нее все сложилось благополучно: после «Ровесника» отучилась в техникуме на повара-кондитера, пошла работать, вышла замуж за хорошего парня, с которым живет в любви и согласии. Нет-нет да и заглянет в приют, который когда-то заменил ей дом, а воспитатели - близких.

- У меня все хорошо, очень люблю мужа, детей, - улыбается Алена. - Есть самое главное - семья и крыша над головой. По выходным пеку моим любимым пироги - что еще для счастья надо?!

Алена, уже будучи счастливой мамой и женой, часто посещает приют, который дал ей путевку в жизнь.

Алена, уже будучи счастливой мамой и женой, часто посещает приют, который дал ей путевку в жизнь.

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Пусть всегда будет мама

Каждое из этих учреждений - как лакмусовая бумажка, реагирующая на болезни нашего общества. Любое негативное изменение экономической ситуации в стране влечет за собой увеличение числа постояльцев. И не только детей и подростков, но и мам с младенцами, для которых работают отделения «Мать и дитя».

Чтобы объединить усилия и использовать ресурс более маневренно, 1 июля три самарских учреждения были объединены в Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник».

- Сегодня особый акцент делается на то, чтобы сохранить семью, - рассказала директор ГКУ Самарской области «Комплексный центр социального обслуживания населения «Ровесник» Татьяна Демина. - Конечно, можно найти для ребенка приемных родителей, но наша задача - вернуть его в родную семью. Раньше, помещая ребенка в детское учреждение, психологи, воспитатели, педагоги работали именно с ним и в меньшей степени - с родителями. Сегодня создано новое структурное подразделение - отделение психолого-педагогической помощи и консультирования, в котором мы стремимся изменить образ жизни мам и пап, помочь им избавиться от вредных привычек, трудоустроиться, осознать ценность семьи. Дети тоже решительно настроены помочь своим близким в восстановлении родительских прав.

Сегодня основная категория подопечных - не столько трудные дети и сироты, сколько самарцы, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Часто ребенок живет в центре по заявлению мамы, пока она пытается решить проблемы: лечится, ищет работу, крышу над головой, пытается прокормить многодетную семью. Живут здесь и выпускники детских домов, ожидая получения положенного по закону жилья. В каждом здании объединенного «Ровесника» живут дети от трех до 18 лет, беспомощные женщины, и главная задача, которую перед собой ставят специалисты учреждения, - вывести детей и их родителей из так называемой трудной жизненной ситуации, не только помочь выжить, но и научить жить самостоятельно.

Мамочки, которым остро нужна помощь, находят ее в отделении «Мать и дитя».

Мамочки, которым остро нужна помощь, находят ее в отделении «Мать и дитя».

Фото: Андрей ЦЫГАНОВ

Чтобы у всех сказок был счастливый конец

На первом этаже центра «Подросток» живут ребята, на втором - отделение «Мать и дитя». Здесь на стенах вперемешку висят поделки, иконы, фотографии воспитанников и огнетушители. В холлах, напротив удобных диванов и кресел, висят «плазмы», в уютной кухне - чистота и порядок, в общей гостиной юные мамочки возятся со своими малышами. Их здесь девять, по числу комнат, и десять ребятишек - у кого нет жилья, у кого - средств к существованию. Находят в отделении «экстренный» приют погорельцы или жертвы домашнего насилия, когда уж совсем невтерпеж от избиений. Мамы могут жить тут полгода: из получаемых продуктовых наборов самостоятельно готовить еду, заниматься своими детьми (пока с самими занимается психолог) и пытаться построить свою жизнь заново. Учреждение более всего напоминает санаторий: для каждой маленькой семьи - чистая просторная комната, набитая игрушками, но и до обеда не поспишь - будь добра, адаптируйся к нормальному рабочему графику. Тем более иногда в Центр заходят гости.

- Я была маленькая, когда родители умерли, и мы с братом (он на год младше меня) попали в «Ровесник», - вспоминает заглянувшая в Центр Елена, держа за руку дочку Анюту. - Три года жили большой приютской семьей, пока не перешли в приемную и не переехали в Пестравку. Конечно, могли и раньше по семьям определиться, но поодиночке, а директор Татьяна Васильевна не позволила нас разлучить. Окончили с братом училище, вышла замуж, уже 10 лет в строительной сфере работаю. Ездим в гости к приемным родителям (они сейчас в Санкт-Петербурге живут) - родные люди. Все хорошо!