Перспективы застройки Ширяево вызывают немало вопросов. Фото: нацпарк "Самарская Лука"
В Самарской области много говорят о повышении туристической привлекательности национального парка «Самарская Лука» и главной туристической Мекки региона – села Ширяево, благоустройство которого в конце 2021 года, а также забетонированная набережная там вызвали немало нареканий у общественности. Еще больше опасений у неравнодушных самарцев вызывают планы мэрии Жигулевска по выводу сел из состава нацпарка. Чем грозит Ширяево бесконтрольная застройка, что защищает село, кроме статуса нацпарка, и нужно ли повышать туристическую привлекательность особо охраняемой природной территории, в эфире радио «Комсомольская правда» рассказал директор национального парка «Самарская Лука» Евгений Березкин.
- Администрация Жигулевска сейчас предпринимает усилия для вывода территории побережья из состава нацпарка. Мы знаем, что проводились даже общественные слушания. Какова ситуация сейчас?
- Публичные слушания закончены. Проведены они были с большим количеством нарушений, поэтому думаю, что в минприроды они вызовут большое сомнения.
- А какую юридическую силу они имеют?
- Никакой. Окончательное решение все равно будет принимать минприроды и Правительство РФ. Пока за всю историю существования ООПТ практики вывода территорий из нацпарков или заповедников не было. И механизма вывода не существует. Когда решение о выводке сел из состава «Самарской Луки» обсуждалось, мы провели не одно совещание на эту тему и пришли к общему знаменателю – нам отдают Васильевские острова, а мы отдаем побережье. Но после взрыва негодования в связи с тем, что было построено в Ширяево в прошлом году, министерство задумалось, стоит ли это делать. Поэтому решили провести публичные слушания. Пока решения министерства окончательного нет. Завтра в минприроды будет проведено совещания по этому вопросу, я буду в нем участвовать.
- Какую позицию вы озвучите?
- Я уже неоднократно говорил. Все эти разговоры о том, что надо вывести села, были вызваны тем, что у местного населения были сложности по оформлению земли и построек на них. Это действительно была проблема. Но с принятием 505-ФЗ в январе прошлого года все эти ограничения сняли, люди могут спокойно все оформлять. Нацпарк никому в согласовании не отказывает, я никаких проблем не вижу.
- Мэрия Жигулевска утверждает, что изначально ни город, ни села в нацпарк не входили. Это так? Входят ли села Ширяево, Зольное и другие в состав нацпарка сейчас?
- Национальный парк «Самарская Лука» был создан постановлением правительства СССР №161 от 28 апреля 1984 года. После подписания этого постановления сразу из границ парка были выведены город Жигулевск и Яблоневый овраг. О селах побережья речи не шло. Хотя они в тот момент были в административном подчинении у городского округа, входили в его состав, но выведены из границ нацпарка не было. Далее было дано поручение Кубышевскому исполкому об уточнении границ, об их установке и передаче в бессрочное безвозмездное пользование нацпарку. Тогда границы были проведены по урезу островов Рождествено. Но потом 10 августа 1984 года было издано новое постановление об установлении координат и поворотных точек нацпарка, и острова напротив Рождествено были выведены из состава нацпарка и переданы городу Куйбышеву.
- Так сейчас села побережья входят в состав нацпарка?
- Да, они находятся в границах нацпарка. Это часть города Жигулевска, но на них наложен режим нацпарка. Они должны соблюдать режим нацпарка, хотя это территория города.
- А нацпарк контролирует то, что происходит на этой территории? Может ли он вмешиваться? Как стала возможным скандальное благоустройство в Ширяево в прошлом году?
- Прошлогоднюю застройку в Ширяево мы не согласовывали. Были согласованы только работы по ремонту и благоустройству существующей дороги от горы Поповой до штолен. А то, что там сделано на набережной – эти работы вообще не согласовывались. И мы были вынуждены возбудить административное производство. Был наложен штраф. По закону он от 300 до 400 тысяч. Но мы пошли на уступки, наложили штраф в 150 тысяч. Его уже оплатили.
- Контракт на ремонт дорог местного значения в Ширяево двухлетний, и основная часть финансирования приходится на этот год. Какие инструменты есть у нацпарка, чтобы пресечь дальнейшую застройку?
- Все работы должны согласовываться с минприроды РФ, если работы не согласованы, то это вызывает административное производство. За прошлый год мэрия Жигулевска наказание понесла, посмотрим, какие выводы они сделали. Сейчас нацпарк отслеживает ситуацию.
- А что будет с бетонной набережной? Она останется?
- Это не нам решать. Нацпарк не может обратиться в суд, эта территория в собственности города. Но в суд могут обратиться местные жители.
- А что еще хотят построить в Ширяево? По опубликованным планам это и огромный визит-центр, и стоянка на 2 тысячи машин, и гостиница…
- Прежде чем все это строить надо понимать, что у людей есть определенные нужды. Сейчас в Ширяево нет очистных сооружений. Вот приедет в Ширяево такое огромное количество народа – куда они пойдут? Сначала надо построить туалеты, потом звать туристов. Есть и проблемы с водой. Нельзя Ширяево превращать в город. А если сейчас заасфальтировать огромную парковку, построить огромный причал, который будет принимать четырехпалубные теплоходы, нужно понимать, во что это все будет превращено. Все экологи говорят, что туризм на особо охраняемых природных территориях должен быть регулируемым.
- Вот туристы пошли на Попову гору, в Каменную чашу – какой поток эти объекты способны выдержать?
- Такой поток, какой туда хочет организовать администрация, они не выдержат – просто физически не будет места. Штольни вообще нужно закрыть решетками и никого туда не пускать, так как это просто небезопасно. Своды постоянно рушатся, камни падают, и укрепить это невозможно, предлагали варианты, но они ненадежные, и в один момент все это может рухнуть. Может быть баланс и можно найти, но надо провести исследования, нужны проекты, которые обеспечат безопасность. Кроме того, там зимует самая большая в Европе колония летучих мышей, и если там создать туристический объект, музей самогоноварения, мы просто уничтожим эту колонию.
- Насколько оправданы опасения, что только статус нацпарка защищает села от неконтролируемой застройки?
- Сейчас территорию сел от застройки защищает только статус нацпарка. Но забывают, что есть еще Жигулевский заповедник. Сейчас роль его охранной зоны выполняет нацпарк. А если села побережья из его состава вывести, то возникнет необходимость эту охранную зону установить. Она составляет не менее километра, а расстояние от заповедника до воды 600-800 метров. То есть по большому счету вывод сел ничего застройщикам не даст.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Самарцев возмутили выросшие цены на посещение нацпарка «Самарская Лука»
Горожане в социальных сетях жалуются, что прогулка в заповедных местах влетает в копеечку (подробности)