Премия Рунета-2020
Самара
+24°
Boom metrics
Общество13 декабря 2023 13:25

Придумал, спроектировал, испытал, заработало: дети сознательно выбирают профессию инженера

Гости радиостудии «КП» рассказали о всероссийском конкурсе технологических проектов, который организует НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего»
В студии «КП» обсудили, как и почему ребята выбирают технические специальности.

В студии «КП» обсудили, как и почему ребята выбирают технические специальности.

Фото: Александр СЕМОЧКИН

Где информатика, там и физика

В последние годы мечты родителей о будущем своих детей изменились. Мало кто хочет видеть в подрастающем поколении банкиров и моделей: по данным 2023 года ВЦИОМ большинство россиян - 74% опрошенных - желают, чтобы их сыновья и дочери стали научными сотрудниками, разработчиками в сфере высоких технологий. С другой стороны, количество одиннадцатиклассников, которые записались на экзамен по физике в этом году, на один пункт меньше, чем в прошлом - их 16%. Зато количество сдающих ЕГЭ по информатике увеличилось до 20% - многие понимают, что будущее за IT. Получается противоречивая картина: дети идут в сторону информатики, но не инженерной профессии. Как это получилось и какова ситуация на данный момент? Расскажут представители Самарского государственного технического университета - вуза-участника НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» и самарских школ.

- На самом деле, и физика, и информатика важны для выпускников, поступающих на технические специальности, - говорит директор института инженерно-экономического и гуманитарного образования СамГТУ Алексей Васильчиков. - Ребята, которые сдают физику и химию, готовятся более тщательно - как правило, они посещают дополнительные курсы и репетиторов. Чтобы успеть подтянуть знания по этим предметам, стремление стать инженером должно зародиться не позже девятого класса.

- Я с детства мечтала помогать людям. И поняла, что мне хочется создавать устройства медицинского плана, - призналась ученица 11 класса Алсу Гумерова. - Здесь используется как медицина, так и физика с информатикой. Я сдаю физику, но изучать информатику тоже нужно, ведь полученные устройства нужно запрограммировать. Для этого есть новый термин - сквозные цифровые технологии. Они прорастают через несколько предметных областей. Лично мне больше нравится работать руками. Если я стану инженером, все мои знания и старания принесут какие-то плоды. Не уверена, что этого можно добиться, занимаясь гуманитарными науками.

По словам Алексея Васильчикова, на сегодняшний день большого перегиба в сторону гуманитарных профессий нет, так как идет большой заказ со стороны индустриальных отраслей. Некоторые специальности ушли в силу своей непопулярности, зато технические профессии - в тренде.

- Я твердо решил стать инженером и не поменяю свое мнение, - говорит ученик 8 класса Егор Кулешов. - Окончательно уверился в этом в последние полтора года, когда начал активно заниматься робототехникой. Научился делать устройства, которые могут помочь людям. И еще довольно сильно углубился в искусственный интеллект - это две смежные области.

Конкурс - удачный старт в инженерную профессию

Пока не попробуешь, не узнаешь, на что способен и что тебя интересует больше всего. Понять это помогают многочисленные конкурсы, в которых молодые люди могут себя проявить. Один из них - Всероссийский научно-инженерный конкурс технологических проектов «Инженерия будущего», который стартовал 9 декабря.

- На самом деле конкурсов сразу два: «Инженерия будущего» для школьников и «Инженерия будущего» для студентов, - рассказал Алексей Васильчиков. - Мы проводим их, чтобы отследить траекторию талантливых ребят. Многие занимаются в предметных секциях. Они выбирают проекты, связанные с математикой, химией, физикой. Это предметная область, которая помогает в дальнейшем перейти на этап межрегионального конкурса «Инженерии будущего», где можно попробовать себя в проектных командах, связанных со стратегическими проектами.

- Я принимала участие в этом конкурсе в прошлом году - хотела получить дополнительные баллы при поступлении в вуз, - подтвердила первокурсница отделения гидротехнического строительства СамГТУ Софья Евдокимова. - Заработала дополнительные пять баллов. Суммарно, вместе с участием в других конкурсах, губернаторском, например, можно собрать до 10 лишних баллов. Также конкурс помог познакомиться с новыми людьми - участниками и победителями, с которыми было интересно общаться. Сейчас я продолжаю развивать свой проект, делаю комплексную работу с командой, которая уже состоит не из двух, а из 10 человек. Мы вместе развиваем мой школьный проект: он касался подпорной стены, призванной удерживать сыпучие материалы для защиты ландшафта Самарской области. Сейчас работаем над ее новым дизайном.

- Если раньше дети писали теоретические доклады, то сейчас со школьных лет они занимаются проектной деятельностью, - говорит директор центра эффективного выявления творческого потенциала личности СамГТУ Зульфия Камальдинова. - В нашем Политехе на первом курсе один день неделю выделяется на проектную деятельность. Дети имеют возможность пойти в научное направление, школу лидерства или технологическое предпринимательство. Все свои теоретические знания они могут применить в реальности. Иногда теория отстает от практики, но работая над проектом, ребята могут все пощупать и потрогать. Теория – фундаментальная наука, а технологии пытаются дорасти до ее высот. Со стороны может показаться, что сейчас в технологиях наблюдается некоторый застой. Мы пытаемся их развивать с помощью нашей талантливой молодежи, чтобы получить следующий прорыв.

Поможет команда

Участие в конкурсе «Инженерия будущего» - это замах на коммерциализацию проекта. НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» для того и создавался - чтобы любой проект заканчивался производством наукоемкой продукции.

- Это может быть стартап или заявка на патент: суть в том. чтобы проект имел конечность, - считает Алексей Васильчиков. -Успех зависит от того, насколько он проработан. Если проект не будет реализован, у студента останется чувство незаконченности. А мы же хотим, чтобы ребята доводили свои проекты до создания наукоемкой продукции.

Платформа, на которой проводится конкурс – это платформа next, разработанная специально для того, чтобы в мероприятии могли принимать участие школьники из разных регионов. Как правило, это регионы, входящие в состав НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» - шесть регионов России и Республика Беларусь. Но заявки принимают от всех участников.

- В прошлом году я предложил на конкурс устройство, которое способно в автономном режиме убирать снег с крыши. Оно способно сократить число несчастных случаев. - рассказал школьник Егор Кулешов. - Было очень интересно: нам дали много полезных советов, которые потом помогли с проектом.

- А наша команда занималась созданием медицинского устройства для реабилитации после инсульта. - вспоминает студентка Софья Евдокимова. - У многих людей после перенесенного заболевания есть проблема управления верхними конечностями. Наше устройство представляет собой комплекс, способный восстановить подвижность руки.

У всех ребят уникальные проекты, но темы часто повторяются - если их систематизировать, авторы смогут работать в команде.

- Мы хотим, чтобы они уложились в тематические направления деятельности научно-образовательного центра: двигательные и топливные системы нового поколения, умное агро, транспортная система, искусственный интеллект в инжиниринге, аэрокосмические технологии, сектор новых инженерных компетенций, новые материалы, точная медицина. - говорит Алексей Васильчиков. - В НОЦ мирового уровня «Инженерия будущего» есть специализированные комитеты, которые занимаются каждым из этих направлений,есть межвузовская деятельность, которая объединяет все шесть регионов - за каждым закреплен свой комитет-то, чем занимается большая наука в регионе. Бывает, что ребята выбирают один проект и работают над ним, находясь в разных регионах.

В прошлом году в конкурсе «Инженерия будущего» принимали участие 30 человек из других регионов. Но это было пилотное мероприятие- сейчас организаторы рассчитывают привлечь гораздо больше детей: прием заявок продлится до 20 января. В этот срок ребята могут зарегистрироваться и пройти экспертизу проекта. Предполагается, что вовлеченность регионов в этом году будет выше.