Премия Рунета-2020
Самара
+13°
Boom metrics
Общество24 декабря 2023 4:38

Рисовали птичек и искали Тома: попробовали с ребенком 5 способов, как быстро выучить стихи

Корреспондент «КП-Самара» и ее сын Саша испробовали пять разных способов, как быстро выучить стихотворение
Саша не любит учить стихи, но мама заставляет.

Саша не любит учить стихи, но мама заставляет.

Фото: Наталья АРТЯКОВА

«Скажи-ка дядя, ведь недаром…». Сколько с этими строками связано мучений! Сидишь, зубришь предложение за предложением, книжку под подушку кладешь, утром повторяешь… Моему сыну 8 лет, и хоть до «Бородина» еще далеко, зато других стихов хватает – и по программе, и к праздникам. И каждый раз заучивание стиха превращается в муку: Саше и скучно, и грустно, и некому руку подать, мама-то стоит рядом и недовольно хмурится. Я-то все понимаю, что учить стихи надо, что это не прихоть учителя, а необходимость для развития мозга ребенка. Но неужели этот процесс зубрежки нельзя сделать проще? Или можно?

Я отыскала пять способов, как легко и просто что-то выучить, и проверила на своем сыне-второкласснике. Помогать мне вызвались учитель русского языка и литературы самарской школы-интерната №4 Алиса Буйлова и психолог самарской школы №147 Елена Галкина.

Способ №1 Разбить стихотворение на части

Это самый распространенный способ, которым еще наших бабушек и дедушек учили в советской школе. Проверенное временем – не может быть не эффективным. Мы с Сашей именно так и учили стихи в детском саду, когда он еще сам не умел читать – я проговариваю по две строчки, он повторяет. Все просто!

- Миська касоляпый… идеть! – повторял пять лет назад 3-летний Сашка. Он и говорить-то толком не умел, а тут надо было целое стихотворение выучить!

- Нет, мишка по лесу идет, - поправляю малыша.

- Миська идеть по лесу, - с гордостью заявляет мне сын.

Помню, что тогда процесс монотонного повторения про косолапого, который куда-то там идет, затянулся на час. Ребенок устал, начал отвлекаться и совсем перестал что-то запоминать.

- Саша! Давай последний раз и будем смотреть мультик. Мишка косолапый по лесу идет! – громко и с выражением пытаюсь донести до трехлетнего ребенка простую истину Агнии Барто.

- Шишки собирает и в карман кладет! – с выражением продолжает глухой голос из-за стены. Смеялась я, смеялся сосед, а ребенок так и не понял, что произошло и при чем тут шишки.

Стих мы, кстати, выучили с горем пополам, как раз уложились в неделю. Мое монотонное повторение по строчке дало результат. Правда, чем старше становился сын, тем проще было запоминать стихи, разбивая их на части. Эта тактика у нас сейчас основная.

Комментарий учителя:

Безусловно, когда мы учим стихотворение, мы разбиваем его на части, особенно если произведение достаточно объемное. Обычно это четверостишия или, если строки очень длинные, двустишия. При заучивании таким способом важно всегда присоединять к уже заученной части ту, которую только начинаете учить. Этот прием исключит возможность путаницы между частями стихотворения. Однако, этот способ основан на механическом запоминании текста, что не самым лучшим образом подходит для стихотворений.

Способ №2 Мнемоника

Может быть, есть способ быстрее? Если есть, то его должны знать такие же мамочки, как я, которые вечера проводят в компании шедевров литературы к завтрашним урокам. Пишу в родительский чат.

- Мы зарисовываем. Ребенок сам зарисовывает схематично. Например: уж (проговаривает и рисует маленькую змейку), небо (солнышко), осенью (листики), дышало (дым) и т.д. И по этим картинкам рассказывает. Я могу подсказать, если не знает, как и что нарисовать. Это называется мнемотаблицы, - поделилась своим секретом мама нашего одноклассника Славика.

Лезу в интернет: «Мнемоника – техника, которая помогает запоминать информацию с помощью ассоциаций. Например, можно создать ассоциацию между каждой строкой стихотворения и каким-то знакомым объектом, местом или человеком.»

Хм, а это интересно.

- Саш, а что за стих тебе задали учить?

- Про десять птичек…

Итак, Ирина Токмакова «Десять птичек стайка». Ну, что ж, попробуем рисовать. Смотрю в текст и понимаю, что миссия невыполнима.

«Эта птичка — соловей,

Эта птичка — воробей.

Эта птичка — совушка,

Сонная головушка.

Эта птичка — свиристель,

Эта птичка — коростель»

Так, ладно, сову нарисовать схематически в 8 лет еще можно, но кто такой коростель?! Вспомнила, как ребенок рисует птиц и поняла, что его зарисовки на данное стихотворение будут выглядеть как набор галочек и черточек. Полное поражение мнемоники в битве со стихотворением!

Комментарий учителя:

Такой способ отлично подойдет для тех, у кого очень развито воображение. Но тут важно, чтобы созданная ассоциация не противоречила смыслу строк. В противном случае велика вероятность расхождения интонации чтеца и смысловой нагрузки произведения.

Способ №3. Чтение вслух

Этот способ подойдет школьникам, которые уже умеют читать. Многие ребята из нашего класса пользуются именно этим способом заучивания.

- Мой сын читает стихотворение раз 5-10. Главное - читать вслух, выразительно. Потом уже повторяет то, что прочитал, - советует мамочка Лени.

На каникулах второклассникам задали учить бессмертное произведение Александра Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый…». Целый день Саша ходил по дому и с выражением скандировал строчки, которые даже я еще помню наизусть со школьной скамьи. Бурчал, бурчал, а потом вдруг выдал:

- Мам, а кто такой Том?

Том? Какой Том? Том и Джерри? Том, который живет в хижине? Том Харди? В голове пронеслось несколько вариантов ответа, но все же решила сначала уточнить, что именно сын имеет в виду.

- Ну, в стихотворении – «златая цепь на дубе Том!» Кто такой этот Том на дубе? - с недоумением смотрит на меня Саша.

В этот момент я поняла, что у нас появился новый семейный анекдот, который я буду рассказывать своим внукам. Пришлось объяснять на пальцах, что это никакой не Том, а на том дубе, который стоит там в Лукоморье. Вроде понял, правда не сразу.

Комментарий учителя:

Способ очень хороший и действенный. Стихотворение прочитывается несколько раз. Причем первый раз мы «пробегаем» по тексту, особо не обращая внимание на паузы и ритм. Задача - найти в тексте слова, которые могут вызвать трудности (сложные в произношении, затрудняетесь в постановке ударения, незнакомы со значением слова, а от того и не знаете, как его произнести). Когда все слова будут знакомы, только тогда приступаем к чтению вслух, обращая внимание на знаки препинания и создавая речью те условия, которые они требуют. Так стихотворение читается несколько раз, пока интонация, паузы, ритм не станут уверенными. Обычно уже на этом этапе стихотворение почти запомнено, и чтец все чаще отрывает взгляд от текста.

Способ №4 Учить стихотворение в разных местах

Когда предложения в родительском чате себя исчерпали, я решила обратиться за помощью к всезнающему интернету. На одном из форумов наткнулась на интересный способ запоминания стихотворений – оказывается, для большей эффективности нужно постоянно менять место дислокации. Как уверяет автор способа, это поможет не только лучше запомнить текст, но и сделает процесс обучения более интересным.

Вечером по будням я вожу сына на тренировку. Путь на машине от дома до секции составляет минут 15, как раз можно использовать это время с пользой и повторить заученный накануне стих.

- Ну, давай начинай, - говорю я Саше, отъезжая от парковки.

- А я не помню, - все мысли улетучились практически сразу, как ребенок встал из-за стола.

Так, снова провал, я тоже не помнила начало стихотворения, поэтому даже в случае чего не могла подсказать. В следующий раз возьмем с собой учебник.

Комментарий учителя:

Этот способ больше влияет на то, что процесс запоминания перестает быть монотонным. Согласитесь, одно дело сидеть за столом с книжкой, упорно повторяя одну и ту же, и совсем другое - прогуливаться по парку тихонько бормоча все ту же строчку. Таким образом, при заучивании стихотворения в разных местах впечатление от этого процесса останется более позитивное.

Способ №5 Регулярное повторение

Проводя эксперимент мне вдруг стало любопытным, а почему я, закончив школу больше 10 лет назад, все еще помню стихотворения школьной программы? Как оказалось, этому есть вполне логическое объяснение – потому что нас заставляли повторять его регулярно, а потом на протяжении этих 10 лет некоторые стихотворения попадались снова в социальных сетях, на рекламных баннерах, да и просто ассоциативно возникали в памяти, например, когда проходила мимо вечного огня и вспоминала, как всем классом пели «Катюшу».

Решила проверить эту теорию на собственном ребенке. Нашла в архивах своего телефона видеоролик пятилетней давности – его первый утренник в детском саду и его первое выступление. Сначала Саша не поверил, что это он такой маленький, смеялся, но вдруг сын начал повторять то самое стихотворение про косолапого мишку.

- Ничего себе, помнишь? – я не могла сдерживать слезы от умиления.

- Утренник не помню, а стих сам в голову пришел, - сказал сын.

Комментарий учителя:

Конечно, если мы хотим запомнить стихотворение надолго, то, не повторяя его регулярно, оно покинет нашу память, оставив лишь обрывки строк. Для знания стихотворения долгие годы, требуется его воспроизведение хотя бы раз в 1,5-2 месяца. Но нужно помнить, что рассказано оно должно быть вслух и достаточно громко, будто вы читаете его перед публикой.

Зачем нужно учить стихотворения?

Учитель русского языка и литературы Алиса Буйлова:

Работа со стихотворением должна начинаться с знакомства с автором и, самое важное, с тем отрезком его жизни, когда он написал это произведение. Зная и понимая, как жил поэт в тот момент, что он чувствовал, о чем переживал, что окружало его, читая стихотворение, мы сможем более точно передать весь спектр эмоций автора.

Еще один очень важный момент при заучивании стихотворения - словарная работа. Для того, кто хочет легко и быстро выучить стихотворение, необходимо понимать в нем каждое слово, каждую конструкцию, эпитеты, метафоры и другие литературные приемы, которые использовал поэт. Если в стихотворении неправильно понят или совсем неизвестен смысл хотя бы одного слова, процесс запоминания будет затруднен. В стихотворении даже самые маленькие слова (например, союзы, частицы и т.д.) имеют чрезвычайно важное значение.

Школьный психолог Елена Галкина:

Заучивание стихотворений – это своеобразная тренировка мозга. При мыслительной деятельности в мозг поступает кровь, что необходимо для предотвращения отмирания нейронных связей. Если человек активно занимается мозговой деятельностью, то в будущем он может избежать проблем с деменцией и другими заболеваниями. Положительное влияние заучивания стихотворений можно заметить уже в детском возрасте. Например, если с детьми не занимались родители, то по уровню интеллекта и кругозору они значительно уступают своим сверстникам из благополучных семей.

Но порой бессмысленное заучивание оказывает и негативное влияние на детский мозг. Необходимо понимать, что все должно быть в меру и соответствовать возрасту и развитию. Ребенок должен насыщаться информацией, которую он понимает, то есть нельзя заставлять его заучить то, чего он не понимает, иначе он просто будет «беременным информацией», но никакого толку это не принесет. Таким образом, ребенок должен не только тренировать свой мозг, но и уметь пользоваться полученной информацией.