2015-06-04T06:55:13+03:00

Самара встретит бронекатер-музей образца 1941 года

"Речной танк" будет участвовать в Параде Победы в Волгограде
Поделиться:
Комментарии: comments1
С сайта горадминистрацииС сайта горадминистрации
Изменить размер текста:

1 мая на причале №3 самарского речного вокзала будут встречать бронекатер-музей «БКА-73» образца 1941 года. Он прибудет к нам в рамках экспедиции-реконструкции «Речные танки Сталинграда». Воссоздали историческое судно участники тольяттинского клуба подводных исследователей и специалисты Тольяттинского судоремонтного завода. Теперь бронекатеру предстоит пройти по Волге 1 тысячу километров от Тольятти до Волгограда. Торжественный спуск на воду катера состоится 30 апреля. Затем «БКА-73» пройдет по маршруту Тольятти – СамараСызраньБалаковоВольскСаратовКамышин – Волгоград. 7 мая «речной танк» прибудет в конечную точку пути. Там участники экспедиции вместе со своими коллегами из города-героя обследуют место гибели бронекатера № 22, затонувшего в 1942 году от атак вражеской авиации. 9 мая бронекатер примет участие в Параде Победы в Волгограде.

Тольяттинец Александр Елкин построил бронекатер времен Великой Отечественной войны.Видеосъемка Андрея КРИВОПАЛОВААндрей КРИВОПАЛОВ

Тольяттинец своими руками собрал копию боевого бронекатера

Тольяттинец собрал почти точную копию бронекатера, который участвовал во многих морских сражениях. Корабль назван БК -73 в честь героического катера, погибшего в годы войны в Керченском проливе.

По словам создателя, это единственная в мире реплика бронекатера, которая находится на ходу. Александр Елкин, профессиональный судостроитель создавал копию около двух лет. Судно собрано заново, по чертежам, но внутри – все подлинное, времен Великой Отечественной войны.

- Я родом с Керчи, сам крымский. С детства, ныряя на затопленные корабли, видел останки судов, погибших во время Великой Отечественной Войны, - рассказывал строитель катера, - Сейчас работаю на судоремотном заводе, база позволяет и возникла идея - создать такой проект, чтобы почтить память героев. У меня дед тоже воевал на морфлоте на торпедных катерах.

Александр Елкин говорит, что его судно - единственная копия бронекатера, находящаяся в полной боевой готовности Фото: Андрей КРИВОПАЛОВ

Александр Елкин говорит, что его судно - единственная копия бронекатера, находящаяся в полной боевой готовностиФото: Андрей КРИВОПАЛОВ

Александр проводит для нас экскурсию по кораблю. Пока катер стоит на судоремонтном заводе, но через пару месяцев уже начнутся испытания на воде, а в конце апреля стартует экспедиция-реконструкция "Речные танки Сталинграда". Корабль отправится в поход по Волге по маршруту Тольятти - Самара - Сызрань - Саратов - Балаково - Камышин - Волгоград.

Наш осмотр мы начинаем осмотр с камбуза, но пока его мы оставим на сладкое. Чуть позже вспомним о довольствии моряков во время войны.

Первым делом, вооружение. На катере установлены два крупнокалиберных пулемета и орудие 76 мм в башне танка Т-28. Специально по чертежам воссоздана башня танка, из-за которой бронекатера назывались речными танками.

- Вооружение судна мы усилили еще одним пулеметом для противозенитной обороны, Александр Елкин показывает еще одно орудие, - Самым страшным врагом для бронекатеров оказалась авиация. Этот танковый пулемет тоже поднят с затонувшего бронекатера.

Вооружение катера усилено крупнокалиберными пулеметами Дегтярева-Шпагина Фото: Андрей КРИВОПАЛОВ

Вооружение катера усилено крупнокалиберными пулеметами Дегтярева-ШпагинаФото: Андрей КРИВОПАЛОВ

Проходим в боевую рубку, которая тоже восстановлена до мельчайших деталей. На месте все приборы, штурвал, переговорная труба общения с подбашенным отсеком. Все поднято с затонувших бронекатеров. По сути это большой памятник затонувшим кораблям - в одном судне собраны детали четырех – это БК –73, БК -334 и один неизвестный, который пока не удалось идентифицировать. Над каждым прибором установят специальные таблички, в которых напишут, с какого катера и когда была поднята эта деталь. В плавучем музее появится и книга памяти, в которой будет описана история судна.

Даже инструменты здесь военного времени. Александр показывает нам плоскогубцы с надписью «Завод имени Сталина».

- А вот сигнал подачи в машинное отделение. В него попала пуля немецкая, - показывает прибор,- Видите? Мы обнаружили его на месте гибели бронекатера в Керченском проливе. Его расстреляли из Мессершмитта.

Все приборы уже в рабочем состоянии. Осталось дождаться поставки двигателя, закончить отделку, покрасить судно – и можно отправляться на воду.

Сгибаясь в три погибели, спускаемся в спальный отсек. Он восстановлен по всем правилам – высота не должна превышать 1.15 метра. Здесь будет ночевать команда. Экипаж состоит из 12 человек, все роли четко распределены - пулеметчики, комендоры, рулевые, сигнальщики. Дочь и жена будут сопровождать команду по берегу. Александр возьмет на себя руководство всей экспедицией и станет командиром, сын Александр Елкин-младший - юнгой.

- Я отвечаю за пулемет, мою полы и готовлю еду. И в отсутствии команды отвечаю за бронекатер, - рассказывает серьезный парень.

На время экспедиции командир планирует полностью воссоздать военную атмосферу и в быту. В экипаже появится замполит, который будет проводить с командой культмассовую работу, ежедневно выпускать боевой листок. От мобильной связи почти полностью отказываются – один телефон на 12 человек для связи с берегом. Из развлечений – чтение, радио, шахматы и патефон.

На время экспедиции командир планирует полностью воссоздать военную атмосферу Фото: Андрей КРИВОПАЛОВ

На время экспедиции командир планирует полностью воссоздать военную атмосферуФото: Андрей КРИВОПАЛОВ

Экскурсия продолжается в кают-компании. Это уже отступление от правил – на боевом катере здесь находилось машинное отделение. Конструктор решил проблему – он поставит менее мощный и объемный двигатель, но зато здесь появится зона для отдыха и общения. Этот проект курируют историки, конструкторы и знатоки морского дела, но даже они не особо критикуют за подобные вольности, ведь катер нужно эксплуатировать.

- Идея была не в том, чтобы корабль был на 100% идентичен, но он должен быть на 100% похож. Я хочу на нем путешествовать по Волге. Можно и на бронекатере рыбу половить. Рыбинспекция будет меньше вопросов задавать. Особенно с пулеметами, - смеется командир.

При постройке использовались и современные технологии – лазерная, плазменная резка, но, по словам создателя, и во время войны были похожие методы. Судно пришлось укоротить на два метра, чтобы зарегистрировать в ГИМС. В остальном, это очень точно проработанная копия.

В рубке катера все, как во времена далекой войны. Фото: Андрей КРИВОПАЛОВ

В рубке катера все, как во времена далекой войны.Фото: Андрей КРИВОПАЛОВ

- Если его готовый, покрашенный показать ветерану Великой Отечественной Войны, он не определит, что не настоящий бронекатер, с гордостью сообщает конструктор.

Форма экипажа тоже будет воссоздана по образцам военного времени. И даже рацион будет как в 40-е годы.

-У моряков было хорошее питание, рассказывает командир, на камбузе будет мясо, каши, макароны, сгущенка, и рыба сухая. И вино. Они не голодали, если не находятся в окружении.

Бронекатер испытают на воде в конце апреля, и почти сразу он стартует в экспедицию. Сейчас экипаж собирает средства, на путь нужно около 3 тонны солярки. К юбилею Победы корабль прибудет в Волгоград. Там на постаменте находится боевая реликвия Сталинградской битвы, по образцу которой создавали копию в Тольятти.

ТТХ бронекатера проекта 1125

Длина: 22 метра

Ширина: 3, 8

Осадка: 0,7 метра (чтобы ходить на мелкой воде)

Скорость: около 20 км/ч (у катера военного времени была - 30 км/ч)

Дизель будет не танковый Б-2 , а более экономичный

Грузоподъемность: 10 тонн

Вооружение: 2 орудия главного калибра 76мм, 2 пулеметные башни ДШК калибра 12,7мм, 1 пулемет в главной башне ДТ-29 7,62мм и 1 пулемет на стойке ДТ-29.

ИСТОЧНИК KP.RU

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

Нажимая кнопку «подписаться», вы даете свое согласие на обработку, хранение и распространение персональных данных