Премия Рунета-2020
Самара
+4°
Boom metrics
Интересное14 ноября 2008 22:00

Как я работала на мясокомбинате

Корреспондент «КП» - Самара узнала, из чего и как делают колбасу
Источник:kp.ru
Работа на мясокомбинате.

Работа на мясокомбинате.

Мифов о производстве колбасы в народе ходит великое множество. Каких только ужасов не рассказывают. Крысы и мыши попадают в фарш, туалетную бумагу мешают с мясом, пичкают нас вредными химикатами. Корреспондент «КП» решила узнать, так ли это на самом деле.

В колбасный цех берут без санитарной книжкиРаботу найти оказалось делом плевым. Открыв газету с вакансиями, сразу натыкаюсь на объявление: «Требуется мойщик тары в колбасный цех мясокомбината». Назовем его «Каприз».

Правда, в отделе кадров меня встречают не совсем радушно.

- Вы к нам работать?! - говорит девушка, смерив меня недоуменным взглядом (я невысокого роста, худенькая. -Прим. авт.). - На мясокомбинате нет легкого труда, вряд ли выдержите.

- Еще как выдержу, мне очень деньги нужны. Я студентка, надоело сидеть не шее у родителей, - сочиняю на ходу.

- Ладно, идите к начальнику цеха, пусть он с вами разбирается, - отвечает кадровик, уткнувшись в мой паспорт.

Начальник цеха Николай Васильевич - полноватый мужчина с усами, на ходу жует сало.

- Идем, я тебе цех покажу, может, раздумаешь, - цедит он.

Обшарпанные стены, холод, пол, измазанный колбасным фаршем, жуткий запах. Да, обстановочка не из приятных. Стуча зубами от холода, говорю, что меня все устраивает.

- Ладно, приходи завтра к 7 утра, - кивает головой новый начальник. - Возьмем тебя на формовку, сардельки завязывать.

О санитарной книжке - ни слова.

Грязный фарш возвращают в котел

Первый рабочий день. В женской раздевалке знакомлюсь с новыми коллегами. Ярко накрашенные тетки бальзаковского возраста встречают приветливо.

- Ой, ты у нас новенькая? В первый раз на мясокомбинат пришла? - посыпались вопросы.

Уборщица тетя Рая заботливо выдает рабочую форму. Резиновые сапоги на пять размеров больше, грязная фуфайка со следами засохшего фарша, белый халат без пуговиц и затертая до дыр косынка. Работницы надевают фуфайку на тело, сверху - халат. Прикосновение грязной одежды вызывает омерзение и зуд. Надеваю сначала халат и только потом ужасную спецовку.

- Коллектив у нас хороший, к работе привыкнешь быстро, - уверяет тетя Рая. - «Десятку» будешь получать точно, на работу, с работы автобус возит, обед бесплатный. В общем, все условия...

Вхожу в колбасный цех. Он напоминает большой холодильник. Заходишь туда и сразу начинаешь мерзнуть. На стене в углу висит старенький термометр, он показывает +30С. В небольшой обшарпанной комнатке на столе лежат размороженные туши мяса. Женщины режут его на куски, потом складывают в большой контейнер и катят в соседнюю комнату. Заглядываю туда, вижу еще двух работниц. Они бросают мясо в огромную машину. Она напоминает летающую тарелку размером с письменный стол. В этом агрегате мясное сырье превращается в пюре, которое отправляется затем в контейнер с большим отверстием. И уже оттуда выходят готовые батоны колбасы, которые мы привыкли видеть на полках магазинов.

Успеваю заметить, что в каждом отделе женщины работают без перчаток. - «Как же так», - думаю про себя.

Работа для меня в цехе нашлась быстро: нужно вешать готовую колбасу и сосиски на металлические палки, которые потом составляют в специальные рамы. Белые рамы с белыми палками - для вареной колбасы, черные - для копченой. В среднем рама весит около 200 кг. После того, как рама упакована, ее нужно отвезти на весы. А потом эту раму нечеловеческими усилиями нужно дотолкать до коптильни или отправить в печь.

Весит одна металлическая палка с сосисками около 17 килограммов(!). Тетки, которые работают здесь давно, поднимают ее как пушинку. Я пыталась повторить то же самое, но от тяжести чуть не растянулась на полу.

К счастью, мои новые коллеги понимают, что тягать пудовые палки мне не под силу, и отправляют развешивать батоны с копченой колбасой на рамы. Рамы очень грязные, измазаны сажей из коптильни. Через пару минут мои руки становятся черными.

Аппарат выдает по одному батону каждую секунду. От меня требуется молниеносно развешивать колбасу (на каждой есть петелька) на палки. А потом ставить их в раму. Я пытаюсь работать быстро, но нечаянно протыкаю грязными пальцами несколько батонов. Испуганными глазами смотрю на оператора. Сейчас мне достанется.

- Не переживай, все нормально, - улыбается она. Резким движением Оксана разрывает упаковку на колбасе и отправляет испачканный сажей фарш обратно в котел! Мясо из котла падает на грязный пол. Его бесцеремонно подхватывают и вновь отправляют обратно. Я в шоке!

«В жизни больше не куплю колбасу», - думаю про себя. Через пять часов работы чувствую, что руки меня не слушаются, спина отнимается, голова не соображает. Но не работать нельзя, тело сводит тут же от холода.

Наконец-то обед. Больше всего меня удивляет, с каким аппетитом работники мясокомбината уплетают приготовленные на обед сосиски.

- Я думала, что те, кто колбасу производит, ее не едят, - осторожно высказываю вслух крамольные мысли.

- Это глупые люди выдумывают, - отрезает фаршесоставитель Наталья. - А на самом деле ничего криминального здесь нет. Все у нас в цехе чисто, крысы табунами не бегают.

- А я ночью видел мышонка, - серьезно отвечает грузчик Дима. - Скакал возле набора сырья.

В ответ молчание. Все усиленно жуют. Смена подходит к концу. Ног и рук уже не чувствую. На выходе охранница ощупывает с ног до головы, проверяет сумочку. Эта процедура на заводе ежедневная. Несмотря на строгий контроль, сотрудники находят лазейки и в перерывах всегда закусывают колбасой.

Безотходное производство

На второй день развешиваю на металлические палки свиные ушки, которые так любят покупать к пиву. Это единственный продукт на мясокомбинате, который приятно пахнет специями.

В цех завозят тележки с готовой колбасой. Женщины на моих глазах срывают упаковки и бросают колбасу в другую тару.

- Возврат колбасы делаем, еще целых три тары надо наполнить, - устало бормочет формовщица Ольга.

- А куда возвращать ее, в другой магазин, что ли? - спрашиваю я.

- В какой магазин? Обратно в фарш! Не выбрасывать же испорченную колбасу, если ее переработать можно. Вкус от этого не меняется, - улыбается Ольга.

Оказывается, просроченную колбасу из магазинов возвращают на мясокомбинат, здесь ее перерабатывают, добавляют ингредиенты и специи, и она вновь поступает на прилавки. И так до бесконечности, как круговорот воды в природе. На мясокомбинате не пропадает даже самый маленький хвостик, оставшийся от нарезки. Его обязательно отправят на переработку. По слухам, то же самое происходит с плавленым сыром.

Без сои не обойтись!

Я тем временем вспоминаю о своей главной задаче - разузнать, из чего готовят колбасу.

Как я уже сказала, компонент номер №1 - испорченная колбаса. Компонент №2 - соя.

- Привези мне вон ту тару, - просит меня Наталья.

- А это что такое? - спрашиваю я, указывая на пюре серого цвета.

- Растительный белок, или попросту соя, - объясняет она. - Она стоит дешевле, чем мясо. Но в колбасу, ветчину и сосиски высшего сорта мы ее не добавляем.

Выясняю, что почти на всех мясокомбинатах по два или три наименования изделий высшей категории. Причем, далеко не всегда на упаковке указывают сорт колбасы. Очень часто не указывается, входит ли в состав растительный белок. Колбасу высшего сорта делают из отечественного мяса, для всего остального используют импортное сырье. Комбинат, на котором я работала, использовал в основном мясо десятилетней давности из Бразилии.

Ну и, конечно, не обходится дело без E-добавок. Их в колбасном производстве никогда не жалеют. В среднем в состав копченой колбасы входит не меньше 3 - 4 различных видов добавок. Самые распространенные: фиксатор, антиокислитель, усилитель вкуса и влагоудерживающий агент.

Самое смешное, что на мясокомбинате, где я работала, специи стояли на столе рядом с туалетом. На вид они напоминают муку, но имеют очень резкий и неприятный запах. Красители похожи на марганцовку, в колбасные изделия их добавляют в большом количестве.

На третий день меня отправляют на фасовку. В этом отделе уже готовую колбасу нарезают, заботливо укладывают в упаковку. Девочки из фасовки недружелюбные, они работают в тепле, халатики у них почище, на людей с производства они смотрят с презрением. Текучка кадров, правда, и здесь огромная. Часто девочки уходят, так и не получив санитарной книжки. Старожилы устраивают новеньким настоящую дедовщину.

- Эй, корова, шевелись! - кричит здоровенная рыжая девица новенькой (на вид лет шестнадцати). - Иначе батоном по лбу получишь.

Меня опять никто не спрашивает, есть ли на руках сан-книжка.

На третий день работы спина совсем разболелась, пальцы разбухли от холода, сосиски выскальзывали из рук.

- Девочка, беги ты отсюда, - советует опытная работница комбината Ольга. - Погубишь здоровье, а тебе еще детей рожать. Грязь, холод, не по тебе эта работа.

И я покидаю мясокомбинат, тем более что, по разговорам, зарплату здесь все равно задерживают.

КОМПЕТЕНТНО

Перед началом работы необходимо пройти медосмотр

Как нам сообщили специалисты отдела надзора за питанием населения Управления Роспотребнадзора по Самарской области, прохождение медицинских осмотров регламентируется Законом РФ №52 от 30.03.1999 года. Каждый работник при трудоустройстве на объект, деятельность которого связана с производством, хранением, транспортировкой сырья и готовой продукции, обязан проходить предварительный медицинский осмотр.

ИТОГИ

- На мясокомбинат можно устроиться без санкнижки.

- На производстве - полная антисанитария, спецодежда грязная, можно подцепить кожное заболевание.

- Труд работника мясокомбината тяжелый и низкооплачиваемый.

- Из-за холода работники постоянно простужены.

- В колбасные изделия подкладывают испорченную колбасу.

- Покупать можно только изделия высшего сорта.