Премия Рунета-2020
Самара
+13°
Boom metrics
Общество22 января 2018 13:51

Умер режиссер самарского драмтеатра Вячеслав Гвоздков: причины смерти, биография, семья, воспоминания коллег

Коллеги, семья и друзья режиссера и худрука драмтеатра Вячеслава Гвоздкова рассказывают о последних днях лауреата «Золотой маски» и причинах его смерти
21 января ушел из жини руководитель самарского театры драмы Вячеслав Гвоздков. Фото: официальная группа Самарского драмтеатра в ВК

21 января ушел из жини руководитель самарского театры драмы Вячеслав Гвоздков. Фото: официальная группа Самарского драмтеатра в ВК

В воскресенье всех театралов и знатоков культурной жизни Самары потрясла печальная новость: утром неожиданно умер художественный руководитель Самарского академического театра драмы имени М. Горького Вячеслав Гвоздков. О трагедии написал в своей фейсбуке самарский журналист Сергей Курт-Аджиев. Пока вся культурная общественность Самары оплакивала потерю, коллеги режиссера о его смерти не знали. Десяток актеров, которым вечером предстояло выйти на сцену в одной из последних постановок режиссера «Побег из Шоушенка» готовились к спектаклю. И не догадывались, что его создатель больше их игру не увидит.

- Хотите верьте, хотите нет, но в первом действии меня посетила мысль, что в конце спектакля произойдёт что-то плохое. И интуиция не подвела. В самом конце на сцену вышли два человека в чёрном и все зрители поняли, что-то произошло. И тут нам объявили, что умер генеральный директор драмтеатра Вячеслав Гвоздков. Он был режиссёром и постановщиком спектакля. Весь зал замолчал. Актёры и зрители заплакали, - поделилась в соцсетях одна из зрительниц Екатерина.

Уже в понедельник стала известна и причина смерти: тромбо-легочная эмболия. 23 января с Вячеславом Гвоздковым попрощаются на самарской земле - в главном зале театра драмы. В этот день вместо заявленного в афише «Тестостерона» сыграют «Касатку», последнюю режиссерскую работу худрука. А тело отправят в Санкт-Петербург, именно там хотел быть похоронен сам Вячеслав Гвоздков.

«Это мой последний театр, здесь я и должен умереть»

В Самару Вячеслав Гвоздков приехал уже больше 20 лет назад - в 1995 году. На месте худрука он сменил Петра Монастырского, известного и любимого самарского режиссера. И практически сразу оказался объектом травли. По Самаре ходили слухи, что Монастырский ушел не просто так, его съели. И место готовили отнюдь не для Гвоздкова. Но Вячеслав Алексеевич не сдался. Он даже не собирался уезжать.

Валерий Гришко, главный режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького

Валерий Гришко, главный режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького

Фото: Архив "КП"

Валерий Гришко, главный режиссер Самарского академического театра драмы имени М. Горького вспоминает о друге, соратнике, наставнике:

- Вместе с Вячеславом Алексеевичем мы сдавали летом 1974 года вступительные экзамены на курс Товстоногова. Был огромный конкурс. Мы поступили. Проучились вместе 5 лет, и потом судьба нас развела по разным театрам. Когда учились, у нас у каждого была «кликуха». Его называли «Крутым». Он был старше многих из нас и поступил как известный в Петербурге актер - окончил театральное училище, работал в Малом драматическом театре. Играл большие серьезные роли у Яновской и Кама Гинкаса. В Самару его затянула Светлана Петровна Хумарьян. Тогда уходил Монастырский, и нужна была достойная замена. Монастырский называл 3 фамилии, в числе которых была и фамилия Гвоздкова. К этому моменту он ушел из замечательного театра «Балтийский дом». Светлана Петровна, узнав, что он свободен, взяла его – и сюда . Он приехал, посмотрел, какая ситуация в самарском театре и отказался: «Нет-нет, я уезжаю». Сел в машину, уехал. По дороге его остановили люди тогдашнего губернатора Титова и вернули – сразу отвезли к Константину Титову. Он сказал, что даст Гвоздкову все, что захочет, если только он согласится руководить театром. Мне потом Гвоздков говорил: «Я какое-то время поработаю, театр хороший, знаменитый, город хороший, сцена хорошая». А дальше коготок увяз – всей птичке пропасть. Он влюбился и в этот город, нашел здесь свою жену Ларису, родилась дочь. Он стал самарцем. Прирос душой. Через какое-то время он сказал: «Меня вынесут из этого театра только вперед ногами». Меня он все время звал, чтобы поставить вместе спектакль. В 2004 году мы поставили «Амадеус» – тогда играли еще Олег Белов и Александр Амелин. С этого началось наше сотрудничество. В 2009 году он предложил мне стать главным режиссером драмтеатра.

Сергей Соколов, директор Самарского театра юного зрителя «СамАрт»

Сергей Соколов, директор Самарского театра юного зрителя «СамАрт»

Фото: Личный архив

Сергей Соколов, директор Самарского театра юного зрителя «СамАрт» тоже вспоминает о коллеге, как о человеке увлеченном Самарой, любленным в театр и не мыслящим без него своей жизни.

- Нас связывают 22 года работы с этим выдающимся художником России, человеком, который многое сделал для Самарского академического театра имени Горького и для его славы и для людей, которые работали, работают и продолжают работать в этом театре. Особо хочу подчеркнуть его особое внимание к людям – их судьбам, не только творческим, а судьбам и в театре и за его пределами. Помню его фразу, произнесенную в первые дни встречи «Я пришел в этот замечательный театр, как в свой последний театр, и здесь, мне кажется, я и должен умереть». Это было сказано несколько возвышенно – он имел в виду - раствориться в артистах. Но произошло именно так: он завершил свой земной и творческий путь именно в этом театре. Это честное его высказывание и ощущение жизни. Он ярко пришел и ярко ушел.

Кстати, именно спектакль, поставленный здесь, в Самаре, принес режиссеру премию «Золотая маска». Он получил ее в 2009 года за спектакль «Полковник птица». Но своей заслугой он считал не свои достижения. Вячеслав Гвоздков любил подчеркивать: ему нравятся полные залы, те награды, которые получает труппа театра. И своей главной победой он называл то, что в театр перестали ходить из-под палки, что он стал по-настоящему народным.

Любил работу и не думал о здоровье

Свою работу в Самаре Вячеслав Гвоздков начал с революции. Первый его спектакль, который он поставил на нашей сцене, назывался «О мышах и людях». Для 90-х годов это была очень смелая работа, созвучная времени и настроению. Вячеслав Гвоздков хотел сделать так, чтобы театр был интересен, чтобы туда шли многие, а не только избранная публика. Это удивляло, вызывало протест. Но и подкупало. Валерий Гришко рассказывает, что актеры, которые когда-то протестовали против Гвоздкова, давно думают иначе.

- Да, характер у него был жесткий. Он руководитель, он и должен быть жестким. Его все упрекали в том, что он ставил комедии. Да, ставил. Но у него была цель – чтобы зал был полный, чтобы касса давала деньги на содержание театра, чтобы у актеров были хорошие зарплаты, - отмечает Гришко. - Про последние дни мне горько говорить. Все могло бы быть по-другому, если бы он на время приостановил работу и просто бы лег на обследование. А он работал, работал и работал. До последнего дня. Сегодня понедельник, выходный в театре. Сегодня он должен был пойти на обследование. Он мне все время звонил и говорил, что плохо себя чувствует, но говорил: «Идут репетиции». Было тяжело, легкие уже отказывали. Он думал: «Перетерплю, а потом прилягу». Вот так. Он слишком много курил. Ну и возраст взял. 70 лет он отметил в прошлом году. 70 лет достойно прожито.

Елена Лазарева, заслуженная артистка РФ, актриса Самарского академического театра драмы имени М. Горького . Фото: Архив Самарского драмтеатра

Елена Лазарева, заслуженная артистка РФ, актриса Самарского академического театра драмы имени М. Горького . Фото: Архив Самарского драмтеатра

Елена Лазарева, заслуженная артистка РФ, актриса Самарского академического театра драмы имени М. Горького согласна с коллегой. Вячеслав Гвоздков был не только хорошим руководителем, он был отличным учителем, который привел в театр много талантливой молодежи.

- Как режиссер он был человек очень талантливый. То, что он делал, могло нравиться или не нравиться, но это всегда было интересно, - говорит Елена Лазарева. - Вячеслав Гвоздков – это последний романтик, потому что во всех его спектаклях было ощущение надежды и света, будь то «Побег из Шоушенка», «Полковник Птица» или «Касатка». Он был не только режиссером, но и потрясающим педагогом. Он преподавал в академии культуры, и очень многие наши актеры приобрели благодаря ему свою профессию. Вместе с ним мы выпустили три курса. 80% труппы театра драмы - это его ученики. Поэтому можно говорить о театре как о семье, а он был ее главой. Он всегда интересовался жизнью каждого человека в его коллективе, всегда помогал, если кому-то нужна была помощь. Его похоронят в Санкт-Петербурге, потому что это была его воля. Он сам оттуда, там жили и похоронены его родители. Там живет его сын, дочери и брат. То есть он просил похоронить его в Санкт-Петербурге не потому, что не любил Самару. Наоборот, он никогда не относился к ней, как к временному пристанищу. Невозможно так думать, отдав городу больше 20 лет жизни.

«Собирался приехать в Питер. И вот – он вернется»

О потере друга и талантливого коллеги скорбят не только в Самаре, друзья у Вячеслава Гвоздкова остались по всей стране. Биография Гвоздкова крайне многообразна. Он родился в Болгарии, учился в Саратове, работал в Ташкенте и Санкт-Петербурге. Воспитал четверых детей: одна из дочерей пошла по стопам отца и учится сейчас в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. А сын стал доктором.

Сергей Шуб, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Санкт-Петербургского государственного театра-фестиваля «Балтийский дом»

Сергей Шуб, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Санкт-Петербургского государственного театра-фестиваля «Балтийский дом»

Фото: "КП" Архив

Сергей Шуб, заслуженный деятель искусств России, генеральный директор Санкт-Петербургского государственного театра-фестиваля «Балтийский дом» об ушедшем друге говорит с теплом:

- Я с Вячеславом Алексеевичем Гвоздковым был очень много лет знаком. Мы дружили, и нас связывала работа. С 1990 по 1995 годы, когда он возглавлял театр Балтийский дом в Петербурге, я работал вместе с ним, я был его заместителем по творческим вопросам. Это было прекрасное время, когда появлялась новая драматургия, на сцене появлялись раннее запрещенные пьесы, Слава был на гребне успеха. Он был человеком азартным, творческим, вокруг которого собирались инициативные люди. В его спектаклях играли Виктор Степанов и Анна Самохина. Он инициировал создание всемирно известного театрального фестиваля «Балтийский дом», это была его идея. А потом, когда он уехал из Питера, я его дело продолжил. Он был человеком своего времени, когда его инициатива, его талант, были очень востребованы. Мы созванивались буквально десять дней назад, он собирался приехать в Питер. Он часто сюда приезжал, этот город был в его сердце, он здесь жил, здесь жили его родители. И вот он вернется, но мы пойдем провожать его в последний путь.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Сергей Соколов, директор Самарского театра юного зрителя «СамАрт» о Вячеславе Гвоздкове:

Глубокие соболезнования коллективу театра, его жене Ларисе Викторовне и дочери, сейчас студентке Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Мы скорбим. Думаю, что зрители нашего города будут долго помнить Вячеслава Алексеевича. Сложно представить, что мы не встретимся на улицах нашего города с Вячеславом Алексеевичем, не услышим его шумного приветствия и высказывания по проблемам театрального искусства. Он был и в этом ярок, иногда не понимаем отдельными коллегами, но это свойственно художнику – быть в чем-то не понятым…

Вспоминая о Гвоздкове

«Какое счастье, что вы артист!»

Ингрид Амелина, вдова заслуженного артиста России Александра Амелина:

- Мой супруг был крестным оцтом у дочери Вячеслава Алексеевича Леры. Они были близки и в творческом плане, и в душевном, и в эмоциональном. Они познакомились в театре, когда Вячеслав Алексеевич начал у нас работать. Когда Сан Саныч шел по лестнице, Вячеслав Алексеевич его увидел и сказал:

- Молодой человек, извините, пожалуйста, как вас звать?

- Александр.

- Александр, вы случайно не монтировщик?

- Нет, я артист.

- Какое счастье, что вы артист!

В первом спектакле, который поставил Гвоздков, «О мышах и людях» Сан Саныч сыграл главную роль Ленни. С этого и началась и творческая, и человеческая дружба. Они дружили с 1995 года до самой смерти Сан Саныча, до 19 июля 2012 года. У них было общее увлечение – рыбалка. И Вячеслав Алексеевич, и Сан Саныч были заядлыми рыбаками. Это были совместные поездки за город, на озера, за Волгу, оба были заядлыми рыбаками и дружили на этой почве.

КОМПЕТЕНТНО

Из-за чего умер режиссер?

Диана Тарасова, врач-кардиолог многопрофильной клиники «Альфа -центр здоровья»

- Правильно это заболевание называется тромбо-легочная эмболия. Тромб закупорил легочные артерии. Это почти всегда летальный исход. В России смертность от этого заболевания составляет от 4 до 15 %. В большинстве случаев тромб находится в нижней полой вене или венах ног и таза. Это состояние может возникать от варикозной болезни, густой крови, нарушения кровообращения.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

О смерти Вячеслав Гвоздкова актеры узнали на сцене

В этот день вечером они отыграли его постановку - "Побег из Шоушенка" (далее)

Дмитрий Азаров выразил соболезнования родным и коллегам Вячеслава Гвоздкова

Глава губернии обратился к тем, кто знал и любил скончавшегося режиссера (далее)

Вячеслав Гвоздков об Олеге Янковском: за первую роль в кино он проставился ящиком коньяка

Самарский режиссер рассказал о своем друге времен учебы в Саратове (далее)

Сергей Соколов о Вячеславе Гвоздкове: "Он говорил, что в этом театре и должен умереть"

Директор Самарского театра юного зрителя СамАрт поделился своими воспоминаниями (далее)

В Самаре артисты театра, отыграв спектакль "Побег из Шоушенка", узнали о смерти режиссера постановки

Актерам, игравшим на сцене, не говорили до последней минуты действия о том, что глава театра Вячеслав Гвоздков, лауреат "Золотой маски" ушел из жизни утром (далее)